Борис Александрович Арапов (1905-1992) — выдающийся российский композитор, педагог, воспитатель нескольких поколений композиторов. Среди его учеников — Геннадий Банщиков, Леонид Десятников, Александр Кнайфель, Сергей Слонимский. Преподаватель Ленинградской (Петербургской) консерватории с 1930 года (с 1940 года профессор), Арапов с 1974 года до конца жизни возглавлял в ней кафедру композиции.

Арапов — автор трёх опер, балета, семи симфоний, множества симфонических и камерно-инструментальных сочинений, вокальной и фортепианной музыки.
Борис Арапов родился 12 сентября 1905 года. В 1930 году окончил Ленинградскую консерваторию по классу сочинения профессора В. Щербачёва. Список сочинений Арапова объёмен. Однако замыслы вызревали и реализовывались не спеша. Владея всем многообразием приёмов, введённых в музыку послевоенным европейским авангардом, Арапов всякий раз отбирал средства для создания новой музыкальной материи, руководствуясь безупречным чувством меры и целесообразности.
Арапов-композитор, несший на себе груз ответственности главы школы, всегда сохранял вкус к обновлению. Уже за гранью своего шестидесятилетия Арапов создал нонконформистский, изысканный по языку камерный музыкально-сценический диптих: оперу-новеллу "Дождь" по рассказу С. Моэма (1967) и двухактный балет "Портрет Дориана Грея" по О. Уайльду (1971). Своего рода театрализация симфонического действия в трёх концертах этого времени — скрипичном (1964), Концерте для большого симфонического оркестра (1969) и Концерте для скрипки, фортепиано и ударных с камерным оркестром памяти И. Ф. Стравинского (1973) — также стала важной чертой стиля композитора.
Особое место в творчестве Арапова заняли поздние сочинения (два из трёх произведений, представленных на данном диске — вокальный цикл и симфония, — были впервые исполнены после кончины композитора). Они созданы автором, перешагнувшим порог 80-летия. Это создания выдающегося мастера, находящегося во всеоружии мастерства, продолжающего планомерно и сосредоточенно сочинять, — но это музыка человека, прожившего большую, насыщенную событиями и переживаниями жизнь. Человека мудрого, способного взглянуть на век и на людей взглядом одновременно отстранённым и сочувствующим. Взглядом осмысляющим, отсеивающим всё внешнее, временное — и сохраняющим теплоту, внимание, понимание. Ровесник Дмитрия Шостаковича, Арапов на рубеже 1980—1990-х годов удивительным образом хранит верность тому пафосу новизны, который одушевлял в 20—30-е годы блестящую плеяду композиторов авангарда, — и в то же время обнаруживает глубину, укоренённость в тысячелетней музыкальной и многотысячелетней литературной европейской традиции. Лирико-философское размышление в вокальном цикле "Душа и тело" на стихи Н. Гумилёва и О. Мандельштама и многоплановая инструментальная драма Седьмой симфонии находят своего рода общий знаменатель в "Откровении Иоанна Богослова", партитуре одновременно эпической и остро лирической, ставящей в соответствие вселенскому масштабу Апокалипсиса — масштаб напряжённейшего личного переживания. Дыхание личности "на стёклах вечности", окаменевшая перед всечеловеческим подвигом Иудея, горе как "надёжный щит души" — эти поэтические образы из текстов, вошедших в вокальный цикл, становятся мерилом для такого единого масштаба. Здесь слышен конец века и тысячелетия, слышно наше время — время большой истории. Истории людей.
Опыт общечеловеческий — он же и есть опыт личный; всегда новая и всегда обострённая (впервые!) реакция на мир и его события — есть глубочайшая и древнейшая традиция мира; певучая мудрость и свет так же неотделимы от сиюминутной борьбы с мраком, как душа в земном мире неотделима от тела, — такое или нечто подобное говорит нам своими последними произведениями, своим художественным завещанием композитор Борис Арапов.
Александр Харьковский
(Из прилагаемого буклета)