
АЛЕКСАНДР Ведерников — один из ведущих солистов оперной труппы Большого театра СССР, на сцене которого он поет с 1957 года.
А. Ведерников родился в 1927 году, музыкальное образование получил в Свердловском музыкальном училище, а затем в Московской государственной консерватории, которую окончил в 1955 году по классу Р.Я.Альперт-Хасиной,
А.Ведерников — лауреат международных конкурсов Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Бухаресте (1953 г.) и имени Шумана в Берлине (1956 г.), а также Всесоюзного конкурса на лучшее исполнение романсов и песен советских композиторов (1956 г.).
Насыщена и интересна концертная деятельность Александра Ведерникова. Наряду с такими крупными, монументальными формами, как «Патетическая оратория» Свиридова и «По следам Руставели» Тактакишеили, в концертном репертуаре певца — произведения камерной вокальной лирики: романсы и песни Чайковского, Бородина, Даргомыжского, Шумана, Шуберта, Бетховена. А.Ведерников — один из лучших исполнителей романсов Свиридова, вокальных циклов «Песни и пляски смерти» и «Без солнца» Мусоргского. Он поет на концертной эстраде песни Баха и старинные итальянские арии, романсы Шостаковича и английские народные песни.
Александр Ведерников известен и за рубежом. В 1961 году он с группой молодых советских певцов проходил стажировку в Миланском театре «Ла Скала», а через три года с большим успехом выступил здесь в гастрольных спектаклях Большого театра. Он гастролировал также во Франции, Канаде, Румынии, ГДР и других странах.
Композиторы XVI — XVIII веков, представленные на пластинке, весьма различны по своим школам и творческой направленности.
Так, Эмилио де ль Кавальєри (1550 — 1602) является создателем жанра оратории, первая из которых — «Представление о душе и теле» — была написана в 1600 году во Флоренции. Кроме того перу Э. дель Кавальєри принадлежит большое количество балетов и мадригалов.
Ария «Se nel ben sempre incostante» принадлежит Алессандро Страделле (1642 — 1682). Творчество А.Страделлы весьма разнообразно: это — десять опер, шесть ораторий (из которых наиболее значительная «Иоанн Креститель»), более двухсот светских и духовных кантат, восемнадцать симфоний и многое другое.
Две арии Генделя, представленные на пластинке, очень типичны для опорного стиля композитора. Первая из них — «Chi sprezzando il sommo bene» из ранней оратории «Страсти» — выдержана в духе итальянских арий.
Вторая ария из оперы «Ксеркс» (1738 г.), одной из последних опер Генделя, написана в период, когда композитор уже заметно тяготел к ораториальному жанру. В этой арии важную роль играет инструментальная партия.
Три арии — «Toglietemi la vita ancor», «О, cessafo di piagarmi», «Gia ІІ sole dal Gange» — принадлежат знаменитому итальянскому композитору Алессандро Скарлатти (1660—1725). Основатель и глава неаполитанской оперной школы, А. Скарлатти написал более 100 оп эр (среди них — классические образцы оперы-серия), 200 месс, свыше 600 кантат, множество мотетов и инструментальных сочинений. Он славился также как виртуозный исполнитель на арфе и чембало, как певец и вокальный педагог. Именно в творчестве Скарлатти откристаллизовалась и получила столь широкое развитие форма трехчастной вокальной арии.
Старший современник А. Скарлатти — Клаудио Монтеверди (1567—1643) — один из создателей жанра музыкальной драмы, итальянской оперной школы. Среди лучших опер Монтеверди, большинство которых написано для первого оперного театра Венеции, — «Орфей», «Ариадна», «Танкред и Клоринда», «Коронование Поппеи». Монтеверди был большим мастером речитативного стиля, певучего, выразительного и экспрессивного.
Итальянской лютнист и композитор Андрей Фальконьери (1586—1656) родом из Неаполя. Им созданы мадригалы, мотеты, виланеллы, инструментальные пьесы.
Следующая ария — «Non posso disperar» композитора С. де Люка. Сам характер мелодии, речитативное вступление, выразительность инструментальной партии — все это приближает ее к оперной арии конца XVII века. К сожалению, сведения о композиторе до нас не дошли.
Творчэство Антонио Кальдера (1670 — 1736) представлено на пластинке арией «Come raggio di sol». А. Кальдара оставил большое количество произведений — Церковных и светских. Его творческая деятельность связана с Венецией и Май туе и, а позже с Веной, где он служил придворным капельмейстером.
Завершает программу ария Дж. Кариссими «Vittoria, vittoria». Джан Джакомо Кариссими (1605—1674) является автором многих ораторий на библейские сюжеты, одним из создателей классического ораториального жанра в итальянской музыке. Кариссими широко использовал в своих сочинениях такие вокальные формы, как речитативы, ансамбли, ариозо и хоры.