Регистрация ·  Логин: Пароль: Запомнить   · Забыли пароль?




Ответить на тему
Автор Сообщение

Модератор
Аватара пользователя

С нами: 11 лет
Сообщения: 7870
Молдова

Сообщение 13 дек 2015, 13:11 

[Цитировать]

Handel – Semele/Семела (William Christie, Cecilia Bartoli)


Год выпуска: 2009
Жанр: Oratorio
Продолжительность: 154 mins

Режиссер: Robert Carsen

Либретто: William Congreve
Первое исполнение: London.10.02.1744

Действующие лица и исполнители:
Semele – Cecilia Bartoli
Jupiter – Charles Workman
Juno – Birgit Remmert
Ino – Liliana Nikiteanu
Cadmus/Somnus – Anton Schringer
Athamas – Thomas Michael Allen
Iris – Isabel Rey
Orchestra “La Scintilla” of the Zurich Opera
Chor des Opernhauses Zurich
Musikal direction – William Christie

Запись: january 2007

Описание:
Чечилия Бартоли в последнее время радует своих поклонников новыми дисками едви ли не каждый полгода - Maria Album, Opera Prohibita, Salieri Album... Однако, в полноценной оперной партии мы Чечилию не могли оценить уже давно. До недавнего времени приходилось довольствоваться DVD с видеоверсией «Золушки» Россини, снятой более чем десятилетие назад. Правда, совсем недавно (в октябре 2008 года) на CD вышла «Сомнамбула» Беллини (где компанию Бартоли составил Хуан Диего Флорез), но Бартоли, безусловно, относится к числу тех певиц, которых надо не только слышать, но и видеть. Поэтому выпуск DVD с «Семелой» Генделя - настоящее событие для всех, кому интересна Чечилия.
Здесь, кстати, важно подчеркнуть, что Гендель вообще-то не относится к числу любимых композиторов певицы. В дискографии Бартоли есть «Ринальдо», некоторые арии, но, скажем, ровестник Генделя Вивальди (не говоря уже о композиторах второй половины XVIII века и Россини) ей куда ближе, и исполняет их она гораздо чаще. Это может показаться странным, ведь Гендель - едва ли не лучший вокальный композитор своего времени, писавший умопомрачительно виртуозные (и столь же красивые) арии - именно то, что Бартоли так любит. Но - почему-то его творчество занимает достаточно скромное место в репертуаре певицы. Так что «Семела» представляет двойной интерес: во-первых, как видеозапись полноценного спектакля с участием Бартоли, а во-вторых, как пример ее обращения к творчеству Генделя.
На DVD попало «живое» представление «Семелы», состоявшееся в январе 2007 года в Цюрихе. Оркестром La Scintilla управлял Уильям Кристи, а режиссером-постановщиком выступил Роберт Карсен. Но прежде чем оценивать спектакль и выступление Бартоли, давайте немного поговорим о самом произведении - «Семеле» Генделя.
Произведение
Если вы не знаете, что «Семела» - это оратория, то наверняка сочтете ее оперой. И действительно, в наши дни это произведение исполняется как правило в сценическом варианте - то есть с драматическим действием, костюмами и прочими оперными атрибутами. Но первое исполнение в лондонском Covent Garden, состоявшееся в 1744 году, было концертным. После «Деидамии» (1741), с треском провалившейся и едва не стоившей Генделю карьеры, композитор не писал опер - итальянская опера явно вышла из моды. Вернуться на музыкальный Олимп помогла оратория на библейский текст «Мессия» (1742) - и по сей день являющаяся самым известным и часто исполняемым произведением Генделя.
Вслед за «Мессией» Гендель представил публике ораторию «Самсон» (1743) - и снова успех. Но любовь к опере постепенно брала над ним верх. Для своего следующего произведения Гендель даже взял текст оперного либретто, к тому же еще и на мифологическую тематику (типичную для оперы-seria XVIII века). Но англичане ждали от своего любимца совсем другого: очередной возвышенной библейской притчи, а не надоевшего греко-римского мифа про адюльтер В итоге, «Семела» прозвучала только четыре раза, а Генделю снова пришлось спасать репутацию. Так появились «Иосиф и его братья», «Валтасар», «Иуда Маккавей»... О «Семеле» надолго забыли, и на сцену произведение вернулось уже в XX веке... но теперь уже как опера!
С одной стороны, это вполне логично: в «Семеле» есть четкий сюжет (в отличие от того же «Мессии»), а музыка по-театральному эффектна (взять хотя бы момент, когда гаснет огонь на алтаре во время бракосочетания Семелы и Атамаса). Но с другой стороны, любой постановщик столкнется как минимум с двумя проблемами. Первая - как изобразить появление Юпитера в истинном его обличии (которое настолько грозно и ослепительно, что Семела, его возлюбленная, погибает на месте). Вторая же проблема связана с общей статичностью, диктуемой самой музыкой (обилие номеров с многократным повторением одних и тех же строк текста).
Последнее, впрочем, вполне типично для любой оперы того времени, и здесь «Семела» может даже выглядит более выигрышно: отсутствие необходимости следовать строгим правилам итальянской оперы-seria позволило Генделю увеличить роль ансамблей и хоров, - таким образом, у постановщика появляется некоторый простор для фантазии (сделать динамичной сцену с несколькими действующими лицами проще, чем с одним). Плюс ко всему, в отличие от «настоящих» генделевских опер в «Семеле» (как и в других ораториях) главная мужская партия поручена тенору, что, конечно, современной публикой воспринимается проще, чем если бы ее (партию) пела переодетая женщина или контратенор (в барочной опере главного мужского персонажа исполнял кастрат; в наше гуманное время, соответственно, приходится обходиться другими средствами).
В общем, для режиссера это одновременно и очень благодатный, и очень непростой материал. Как же справился с ним Роберт Карсен?
Постановка
Прежде всего, надо отметить, что Карсен не пошел по самому простому пути - сделать минимальное сценическое оформление, сохранив ораториальную статичность. Наоборот, даже в те моменты, когда певец, по идее, должен просто стоять на месте и петь, Карсен придумывает что-то такое, что придавало бы действию импульс. Особенно удачно ему удается обыграть повторения частей в ариях da capo: так, например, когда Семела любуется на себя в зеркало и поет длиннейшую и виртуознейшую арию, Юнона (которая в это время просто сидит на сцене) всячески изображает нетерпение, что выглядит крайне комично.
Даже во время каденций (виртуозных распевов в конце арий) Карсен не дает певцам сосредоточить все внимание публики на своих вокальных способностях, стараясь добиться непрерывности сценического действия. В этом отношении, а также в плане обилия юмористических моментов, его постановка очень напоминает работы Питера Селларса - например, «Юлия Цезаря» того же Генделя. Особенно близки к стилю Селларса шутки, связанные с прессой: так, когда Семелу уносит орел, отец девушки просматривает газеты с соответствующими заголовками,...
...а когда Ирида рассказывает Юноне о том, где находится любовное гнездышко Юпитера и Семелы, то показывает фотографии любовников (якобы сделанные папарацци) и опять-таки газету с заголовком Jove and Semele! It's official!
И вот что странно: фантазии на юмористические мизансцены у Карсена хватило, но вот серьезные места оказались совсем неинтересны. Скажем, перед главной постановочной проблемой - финальным появлением Юпитера - Карсен попросту капитулировал. Семела у него просто ложится на королевскую мантию (которую потом наденет Юпитер) и испускает дух. Сразу вспоминаются вагнеровские героини, имеющие обыкновение умирать «от тоски» - без малейших физиологических оснований
Зато Карсен придумал любопытный конец, предложив нам вместо генделевского мифологического пафоса очередную хохму. У Генделя опера завершается тем, что появляется Аполлон и говорит о «возрождении» Семелы из пепла (разумеется, уже не в качестве земной женщины, но в качестве обитательницы Олимпа). Карсен же вместо Аполлона выводит на сцену Юпитера с Юноной. Оба в королевских мантиях и «при параде», Юнона торжествующе садится на трон рядом с Юпитером, но тому скоро наскучивает ее общество, и тогда он уходит в поисках очередной любовницы
Концовка забавная, но «жертвой» ее стала ария Атамаса и некоторые речитативы из партии Ино, которые должны были прозвучать перед появлением Аполлона. Вообще, купюры в данной постановке не редкость, и хотя ни одна из них не является критической, назвать после этого исполнение аутентичным язык не поворачивается. Впрочем, к музыкальной части нет никаких претензий. Оркестр и солисты (basso continuo) под управлением Уильяма Кристи играют точно, изящно, но смело – в некоторых речитативах звучание становится подлинно экспрессивным.
Что же касается вокалистов, то здесь, конечно, блистает в первую очередь Чечилия Бартоли. Как минимум три ее номера вызывают восторг – в двух ариях она демонстрирует свою заоблачную виртуозность, в третьей же – тончайшее pianissimo, ласкающее слух и завораживающее. Почти на одном уровне с ней выступил Чарльз Вокрман, исполнитель партии Юпитера. Тишайшая кантилена ему удается не хуже, чем Бартоли! Остальные певцы выглядят несколько бледнее, например, разочаровала ария Юноны Hense, Iris, hense away, а Лилиана Никитеану (Ино) местами и вовсе нечисто пела, однако обе сполна компенсировали недостаток вокального мастерства блестящей актерской игрой.
Сергей Уваров (http://www.digitlife.ru/music/bartoli-semele.shtml)
Акт I
Сцена 1
В храме Юпитера и Юноны жрецы приносят жертву и просят богов благословить союз Семелы и Атаманта. Царевич замечает, что статуя Юноны чуть-чуть опустила голову. Авгуры радуются знаку. Однако Семела не разделяет всеобщей радости, так как не намерена выходить замуж за Атаманта, ибо все её чувства обращены к Юпитеру. Атамант опечален неприветливостью Семелы. Зато в душе ликует Ино, так как любит Атаманта. Слышится гром, и огонь на алтаре гаснет. Священники встревожены – Юпитер явно недоволен.
Кадм расстроен, он сердится на Ино за её несчастный вид. Звучит великолепный квартет (Кадм, Атамант, Семела, Ино). Огонь вспыхивает вновь, но тут же гаснет под звуки грома. Алтарь раскалывается. Священники в ужасе просят всех покинуть храм.
Сцена 2
Ино наедине с Атамантом признается ему в своих чувствах. Атамант растерян.
Сцена 3
Появляется Кадм с трагическими новостями. Он сообщает Адманту, что его невеста похищена: с неба опустился необычный орёл (пурпурные крылья, золотой клюв, божественное благоухание) и унёс Семелу прочь.
Сцена 4
Входят жрецы, они призываю всех радоваться, ибо не иначе как сам Юпитер забрал Семелу в свой небесный чертог. И в подтверждение появляется на небе в облаках Семела в окружении херувимов. Проплывая над сценой, она поет о своём счастье: "Бесконечное удовольствие, наслаждение бесконечной любовью дано Семеле свыше".
Акт II
Сцена 1
Сцена представляет нам разъярённую, Юнону, которая ожидает прибытия вестницы богов Ириды, с известием о том, где спрятана Семела. Появляется Ирида и раскрывает местонахождение Семелы: на вершине Кифаерона Юпитер построил непреступную крепость, и выставил стеречь главные ворота недремлющих свирепых драконов. Там и обитает Семела в окружении купидонов и граций.
Юнона немедленно решает посетить Сомнуса, бога сна: она нуждается в его волшебной палочке, которая запечатает сном глаза драконов, и тогда божественная ревнивица сможет реализовать свой план мести.
Сцена 2
Комната во дворце Семелы. Она спит, а зефиры и купидоны танцуют и поют, наполняя её сон муками любви. Семела просыпается и в нетерпении ожидает прибытия возлюбленного.
Сцена 3
Появляется Юпитер. Он вынужден выслушивать упрёки Семелы: время быстротечно, и она, смерная, не в силах выдерживать постоянные расставания с любимым. Юпитер понимает, что за подарок ждёт от него красавица, и пытаясь отвлечь Семелу от этой мысли, переносит во дворец её сестру Ино, превращая интерьеры дворца в аркадианский пейзаж ("Where'er you walk" (где бы вы не ступали)).
Сцена 4
Семела и Ино успокаиваются при виде друг друга и наслаждаются музыкой небесных сфер.
Акт III
Сцена 1
Пещера бога Сна. Сомнус проводит свою вечную жизнь в кровати, мечтая. В ореоле света появляются Юнона и Ирида и пытаются вырвать Сонмуса из власти его вечных грёз. Сонмус смущён просьбой Юноны, он не желает идти против Юпитера. Но Юнона завораживает строптивца видением хариты Пасифеи - его возлюбленной – и похищает палочку Сонмуса.
Сцена 2
Комната во дворе Семелы. Она грустна: «Мои мучительные мысли не рассеивают сны…».
Сцена 3
Теперь ничто не мешает Юноне осуществить свой коварный план. Она погружает в сон драконов и в образе Ино предстаёт перед Семелой. Богиня восторгается совершенной красотой Семелы: не иначе Юпитер выполнил её желание и подарил ей бессмертие! Девушка заворожено смотрит на свое отражение в волшебное зеркало, что принесла с собой богиня, и не может оторвать глаз, внимая, тем временем, дальнейшем медоточивым речам ревнивой богини, которая советует ей увидеть своего возлюбленного во всем божественном блеске: ибо только в объятиях истинного великолепия громовержца она сможет обрести бессмертие.
Сцена 4
Юпитер пробуждается от сна, посланного ему Сомнусом, в котором он видел лишь объект своих мечтаний – Семелу, и мчится к царевне. Но девушка принимает его холодно, чем вызывает недоумение нетерпеливого бога. Тогда Семела просит терзаемого страстью возлюбленного исполнить всё, что бы она ни пожелала. Юпитер клянется. Но громовержец, выслушав просьбу, пытается отговорить несчастную.
Сцена 5
Семела уходит. Юпитер корит себя за то, что так легкомысленно согласился исполнить просьбу любимой.
Сцена 6
Юнона в своих покоях торжествует, предвкушая скорое освобождение от ненавистной соперницы.
Сцена 7
Семела сидит, задумчиво опустив голову. Звучит скорбная музыка. Вдруг она поднимает голову и видит Юпитера, спускающегося к ней на облаке в окружении сверкающих молний. Одна из молний испепеляет красавицу.
Сцена 8
Тем временем на земле жрецы с беспокойством наблюдают разразившуюся грозу.
Появляется Ино и рассказывает о трагической участи Семелы. Вместе с тем она передаёт повеление Юпитера, что Атамант должен жениться на ней. Атамант с радостью воспринимает эту весть.
В финале неожиданно возникает Аполлон и объявляет, что ребенок (бог Дионис), которого носила в своём чреве Семела, был чудесным образом спасен из пепла и передан Юпитером на попечение Вакху. Жрецы и народ выражают ликование.
Отрывок из книги Иштвана Барна "Если бы Гендель вел дневник..." (Перевод с венгерского Виктора Тогобицкого)

9 января 1744 года. Гендель объявляет о новом ораториальном цикле во время поста: шесть представлений, среди них две новые оратории. Цена абонемента на шесть представлений - четыре гинеи.
Первой премьерой стала "Семела". Миссис Делани присутствовала на репетиции, состоявшейся 23 января, и написала о ней следующее: "Это прекрасная музыка, совершенно новая и отличающаяся от всего, что до сих пор сочинил Гендель. Я опасаюсь, что в этом году уже не услышу другой его музыки, и это будет для меня большой потерей, в утешение останется только гармония дружбы... Франчезина также занята в произведении, она поет главную партию". (Миссис Делани хотела вскоре вернуться с мужем в Дублин; однако на самом деле весь театральный сезон она провела в Лондоне. Франчезина с 1738 по 1741 год была членом труппы Генделя).
10 февраля 1744 года. Впервые исполняется "Семела". В объявлении она не называется ораторией, а произведением, исполняемым "по-ораториальному". И это совершенно справедливо, ведь "Семела" - изданная в 1710 году комедия Уильяма Конгрива - в оригинале была оперой, музыку которой написал в свое время Джон Эклс. Изменения, сделанные Ньюбёргом Гамильтоном, не многое модифицировали в игриво-пикантном оперном характере либретто. В письме миссис Делани от 11 февраля читаем: "...имеется в ней четырехголосная часть [квартет], восхитительно прелестная; Франчезина очень прогрессировала, звукоизвлечение у нее очень определенно и в орнаментике есть что-то совершенно поразительное. Ей много аплодировали; дом был полон, но не набит до отказа. Мне кажется, я писала брату несколько слов о том, что принц Уэльский и Гендель ругались между собой: я очень сожалею об этом, Гендель говорит, что принц потерял его милость. В театре не было никаких беспорядков, готы [покровительствующие опере аристократы] не были настолько глупы, чтобы публично выразить свою антипатию к такому большому композитору".
"Друзья оперы" злились сейчас по праву: впервые за несколько лет Гендель противопоставил оперным представлениям произведение на оперную тему. Возможно, благодаря именно их проискам "Семела" была исполнена всего четыре раза.
Несмотря на это, материальное положение Генделя вновь начинает поправляться: 14 февраля 1744 года - впервые за последние годы - он вкладывает деньги в банк, причем довольно значительную сумму - 650 фунтов. Правда и то, что через неделю он снимает деньги, но из этой суммы он смог полностью заплатить участникам представлений.
Отчет миссис Делани о "Семеле" от 21 февраля: ""Семела" очаровательна; чем более я ее слушаю, тем больше она мне нравится, и поскольку у меня есть абонемент, я не пропущу ни одного представления. Так как в основе ее сюжета лежит светская тема, Д. Д. [сокращенно: Доктор Делани] считает, что ему не к лицу присутствовать на представлении [кстати, Д. Д. является также сокращением „Doctor of Divinity", то есть "доктор теологии"]; но если в программу будут включены "Иосиф" и "Самсон", я попробую уговорить его пойти на них; ведь я знаю, насколько он любит музыку. Говорят, что "Самсон" пойдет в будущую пятницу, у "Семелы" же есть сильная оппозиция, то есть утонне ченные дамы, маленькие аристократики и "ignoramus" [невежды]. Сторонники оперы злятся..."
Миссис Делани была хорошо осведомлена: 24 февраля действительно исполнили "Самсона", Гендель при этом сыграл один из своих органных концертов. Об этом представлении миссис Делани сообщала своей сестре 25 февраля: "...все шло очень хорошо, но не лучше, чем в прошлом году. Я думаю, "Иосифа" дадут в следующую пятницу, но Гендель находится в очень плохом настроении, так как Саливан, которому нужно петь партию Иосифа, не более чем пень, обладающий хорошим голосом, у Бёрда же вообще нет голоса. Роль для Фран-чезины (жена Иосифа) не дает возможностей для разнообразия, но надеюсь, оратория будет принята хорошо. Дом ни разу не был набит до отказа, но каждый вечер был достаточно полон".
Доп. информация: SUBTITLES: English, Francais, Deutsch, Espanol, Chinese

Качество: DVD9+DVD5
Формат: DVD Video
Видео кодек: MPEG2
Аудио кодек: DTS
Видео: NTSC 16:9 (720x480) VBR Auto Letterboxed
Аудио: English (LinearPCM, 2 ch) English (DTS, 5 ch)
Download
Для скачивания .torrent файлов необходима регистрация
Сайт не распространяет и не хранит электронные версии произведений, а лишь предоставляет доступ к создаваемому пользователями каталогу ссылок на торрент-файлы, которые содержат только списки хеш-сумм

Страница 1 из 1

Ответить на тему

   Похожие торренты   Торрент