Монахиня / la Religieuse Перевод: Профессиональный (многоголосый, закадровый), cубтитры: русские, отключаемые. Формат: DVDRip, AVI, XviD, AC3 Страна: Франция Режиссер: Жак Риветт Жанр: драма Продолжительность: 02:14:19 Год выпуска: 1966 В ролях: Анна Карина, Лизелотте Пульвер, Мишлин Прель, Франсин Берже, Франсиско Рабаль, Йори Бертен, Катрин Дайамант, Жилетт Барбье Описание:Экранизация одноименной книги Дени Дидро.
Сюзанн оказывается не просто несчастной девушкой, которую родители для решения своих материальных трудностей насильно закрывают в монастырь, где она проходит тяготы лишений и унижений от церковного совета, поскольку продолжает бороться за то, чтобы «жить своей жизнью». Она же оказывается истинной христианкой, отказывающейся слепо служить религиозным канонам и тем более прислуживать отдельным представителям церковной иерархии.
Доп. информация: Номинация на Пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля 1966 г.
valeryevna. Кинопоиск.ру
«Монахиня» Риветта
Главная героиня — молодая девушка Сюзанн, которую насильно пытаются сделать монахиней и навсегда заточить в монастыре.
Сюзанн родилась в небедной семье, но неудачные браки двух её старших сестёр разорили родителей, и они вынуждены принять решение отдать младшую дочь в монастырь. Впрочем, это решение, кажется, не было для них таким уж тяжелым. Вначале фильма Сюзанна узнает, что её отец на самом деле приходится ей отчимом, и что мать так холодна к ней, поскольку настоящий отец Сюзанны бросил её, причинив ей страдания и ничего после себя не оставив.
Сюзанн — девушка с непреодолимой волей к свободе, ей претит жить по жестким и костным правилам монастыря, куда родители отправляют её. Первое время она ведет себя также смиренно, как и остальные монахини, но постепенно безрадостная монотонность и серость такого существования начинает буквально сводить её с ума, она всячески пытается вырваться из этих стен, вдохнуть свободы, почувствовать себя самостоятельной личностью.
Главную роль в фильме исполняет Анна Карина. И предстает она перед нами здесь совсем не в том образе, в котором мы привыкли видеть её у Годара. В картине много крупных планов, и всякий раз Сюзанн предстает в них перед зрителем как неспокойная, глубоко переживающая, страдающая молодая женщина, в которой, не смотря на её желание познать радости жизни, нет ни капли юношеской инфантильности, беспечности. Её жесты, её пронзительный, отражающий душевные терзания, взгляд, её слезы говорят о её характере и духе больше, чем все сказанные ею слова. В этом — красота роли Сюзанн в исполнении Анны Карины. Она ни разу на протяжении всей ленты не снизила планку, не ослабила напряжения — и зритель тоже остается в напряжений до конца фильма, в нём нет легких сцен, в каждой присутствует тень трагизма, человеческой драмы. Анна Карина пронесла эту драму через весь фильм, она стала этой драмой, каждый её жест — жест воли и отчаяния одновременно.
Остальные герои таких красивых крупных планов, как у Сюзанн, почти не удостаиваются. Она — центр истории и центр картины, нет больше ни одного персонажа, наделенного такой волей, такой развитой (или, скорее, развивающейся) душой.
Сюзанна так и не нашла свой островок счастья. В одном монастыре она едва не потеряла рассудок от суровых правил и жесткого ограничения свободы, во втором ей пришлось столкнуться с больными людьми, скрывавшими по масками религиозности порочность и духовную бедность. Наконец, Сюзанн оказалась на воле, но там, кроме голода, изнуряющего физического труда и пошлости современного общества, ничего её не ждало. Девушка больше не в силах мириться с такими обстоятельствами, она не находит места себе и своим лучшим порывам — да она и не знает толком, чего именно ищет, в чем, возможно, самая главная причина её неспособности стать счастливой. И слишком часто такие блуждающие и не находящие духовного пристанища люди кончают также, как и она.
Внимание зрителя не раз привлекается к тому, что, не будучи готова принять правила жизни в монастыре, Сюзанн оказывается единственной по-настоящему проникнутой любовью к богу героиней истории. Сцены, в которых девушка, вопреки всем жестокостям и страданиям, которые её приходится переживать в обоих моностырях, целует крест, страстно молится, прося у Господа прощения за свои грехи — одни из самых трогательных и красивых в фильме.
Атмосфера картины не то чтобы мрачная, однако ни одной сцены, дающей надежду на счастливый поворот событий, в ней нет. Напряжение присутствует постоянно, иногда оно нарастает (жестокое обращение монахинь с Сюзанн в первом монастыре), потом немного ослабевает (первый день в новом монастыре), но полностью не уходит никогда. Ещё раз хочется повторить, что тревогу и драматичность в фильме прежде всего излучает именно Карина, но дело, конечно, не только в ней. Темп каждой сцены и развития сюжета в целом — как бы замедленный, после просмотра кажется, что прибывал в некотором забытье все два с лишним часа. Кроме того, в картине нет ни одной сцены, которая бы хоть на минуту отвлекла зрителя от страданий главной героини — каждый эпизод это лишь ещё один шаг к неизбежному трагическому финалу. Ни одного персонажа, кроме Сюзанн режиссер не наделил внутренней красотой или даже просто способностью очаровать зрителя, хотя бы ненадолго.
А для того, чтобы оценить авторский подход к интерпретации трагической истории, безусловно, нужно сначала прочитать роман. После просмотра картины не остается никаких сомнений, что история Сюзанн, рассказанная великим Дидро, стоит любого затраченного на неё времени — нужно лишь набраться терпения, ведь история эта — печальная и жестокая.