Сцены из супружеской жизни / Scener ur ett aktenskap (1973) 2*DVD5
Русское название: Сцены из супружеской жизни Оригинальное название: Scener ur ett äktenskap Год выпуска: 1973 Жанр: Драма, Мелодрама Режиссер: Ингмар Бергман Сценарий: Ингмар Бергман Оператор: Свен Нюквист Продюсер: Ларс-Уве Карлберг
Описание фильма: Изначально это были шесть серий для шведского телевидения, а затем они трансформировались в один фильм. Как и многим другим картинам Бергмана, ему свойственны повышенное психологическое напряжение и углубленный психоанализ поступков героев. Речь идет о свадьбе, но это не союз двух любящих сердец, и даже не брак по расчету, а нечто третье. Некоторые сцены приходится смотреть просто-таки с усилием, настолько они болезненно правдивы, окрывая то, что мы часто предпочитаем замалчивать. Зрителю представлена полная авторская реставрированная версия на двух дисках.
Награды:
"Лучший иностранный фильм" - Золотой Глобус, 1975 "Лучшая актриса" (Лив Ульман), "Лучший фильм", "Лучший сценарий" (Ингмар Бергман) - Нью-Йоркское общество кинокритиков (NYFCC Award), 1974 "Лучшая актриса" (Лив Ульман), "Лучший фильм" , "Лучший сценарий" (Ингмар Бергман), "Лучшая роль второго плана" (Биби Андерсон) - Национальное общество кинокритиков США (NSFC Award), 1975
Сейчас даже трудно поверить в то, что выдающийся шведский актёр Эрланд Юсефсон стал широко известным в мире только в 1973 году, когда вышел бергмановский телесериал (потом и киноверсия) «Сцены из супружеской жизни». И было ему тогда уже пятьдесят лет! Интересно, что в одном из эпизодов Юхан, герой Юсефсона, произносит монолог, очень напоминающий своеобразные самоэпитафии чеховских персонажей — Платонова или дядя Вани: «Мне сорок пять лет. Надеюсь, что мне удастся прожить ещё десятка три. Объективно — я уже конченый человек, труп. Потратить все оставшиеся годы на то, чтобы ездить туда-сюда, отравлять своё и другое существование…».
Оставаясь на общем или среднем планах в прежних фильмах Ингмара Бергмана, Эрланд Юсефсон был выведен самим Мастером на крупный план в тот момент, когда без этого уже нельзя было обойтись. Во многом личная история в «Сценах из супружеской жизни» (как известно, Бергман пять раз женился, ещё несколько раз имел неофициальные романы со своими актрисами, а с Лив Ульман, исполнительницей роли Марианне, расстался в собственной частной жизни примерно года за два до «Сцен…») должна была разыгрываться, по сути, двумя актёрами.
Причём разговоры персонажей Юсефсона и Ульман (что зачастую происходит именно на крупном плане) монтируются при помощи заурядной «восьмёрки», то есть с поочередной сменой кадров лиц говорящих или слушающих героев. Но в этом простейшем приёме обнажается сущностный подход режиссёра к драматически нарастающему действию — персонажи разделены не только рамкой кадра и монтажными переходами. А первоначальные фронтальные эпизоды с двумя исполнителями, говорящими перед камерой, как позже выяснится, наиболее лживы, хотя выглядят внешне благопристойно и даже благостно.
И лишь в отдельные умиротворённые мгновения, когда истина прозрения является двум людям — мужчине и женщине, которые бесконечно и на протяжении многих лет практически изводят друг друга, Ингмар Бергман позволяет актёрам так расположиться внутри кадра, что, например, полностью видно лишь лицо Лив Ульман, а у лежащего рядом Эрланда Юсефсона мы можем наблюдать только за реакцией одного глаза. Но как когда-то шведский киномаэстро заставил Макса фон Сюдова в «Девичьем источнике» мощно сыграть трагическую сцену повёрнутым спиной к камере, так и здесь достаточно видеть почти закрытое от нас лицо Юсефсона, чтобы понять все противоречивые чувства, которые испытывает его герой.
1998
Качество видео: DVD5 Видео: MPEG-2 Video, ~4200 kbps, 720x576 Standard Screen, 25 fps Аудио: AC3 2.0, 192 kbps