К началу съемок фильма автор уже порвал с сюрреализмом и сюрреалистами. Из "политических соображений" - мол, течение стало попсой. И стал апологетом театра абсурда. Но первая любовь забывается не так уж быстро, а у некоторых не забывается никогда. Посему "Фандо и Лис" вышел трехголовым мутантом: здесь соединяются драматургические приемы театра абсурда, образность сюрреализма и психоаналитические аллюзии (к психоанализу у маэстро самое серьезное отношение). За основу взята пьеса одного из отцов-основателей театра абсурда, испанца Фернандо Аррабаля, которого Ходоровский усадил и за сценарную переработку пьесы. "Фандо и Лис" можно расценивать как попытку модернизации жанра. Здесь есть богатый эстетский текст (в сравнении с Беккетом или Пинтером) - своеобразная стилизация Апокалипсиса. Есть движение - много движения, много суеты.
Как и заведено в приличной пьесе абсурда, по сюжету происходит нечто вроде конца света. На Земле остался лишь один волшебный город Тар, да и то берут сомнения - не утешительная ли это выдумка для бесцельно бродящих по каменным пустыням людей. В чем метод Ходоровского? Он искажает реальность, не искажая ее составляющих, а только нарушая связи, извращая мотивировку. Здесь не встретишь людей безо рта, как у Бунюэля, зато попадется Папа Римский, валяющий античные статуи. Бунюэля, кстати, вспоминаешь сразу, его "Андалузского пса" и "Золотой век". Некое этнокультурное и психопатологическое родство у этих работ с "Фандо и Лис". И даже внешне-биографическое. Вплоть до того, что обоих режиссеров собирались бить после премьеры. Вплоть до того, что "Фандо и Лис" снят, возможно сознательно, а возможно из-за недостатка средств, так, как снимали в 30-х - грубо, примитивно, с массой технических дефектов. Но по части эпатажности, дерзости образы и гэги Ходоровского, могут оставить Бунюэля далеко позади.
по материалам Игоря Галкина,
http://www.kino.orc.ru