31.5.1945 / 10.6.1982
Райнер Вернер Фассбиндер - немецкий режиссер, сценарист, актер, оператор, - один из признанных мастеров современного кино. Он начинал свой путь к славе театральным постановщиком: творческий коллектив «Анти-театра», основанного им в 1969 (художник, сценарист и актер Курт Рааб, композитор Пер Рабен, актрисы Ханна Шигулла, Ингрид Кавен), позже стал постоянной кинематографической командой режиссера.
Творчество Фассбиндера вызывает споры, но, несомненно, заслуживает внимание, хотя бы с количественной точки зрения — 42 фильма за 13 лет работы.
Герои фильмов часто становятся проекцией личности режиссера, фильмы Фассбиндера – не исключение. Неблагополучные, с травмированной психикой, склонные к немотивированной агрессии и саморазрушению – темная сторона творческого человека воплощается в этих персонажах. Самый яркий пример — образ Франца Биберкопфа в сериале «Берлин. Александерплац», главного героя одноименного романа А. Деблина, с которым Фассбиндер отождествлял себя всю жизнь.
Фильмы Фассбиндера являются и своего рода размышлениями киномана. Таков его полнометражный дебют «Любовь холоднее, чем смерть» (1969) — впечатления от голливудского гангстерского фильма, «Боги чумы» — парафраз годаровской ленты «На последнем дыхании».
В ранних работах — наиболее яркий пример «Вознесение матушки Кюстерс» — Фассбиндер стремится подвести итог рассказанной истории, заставить зрителя задуматься над поставленными проблемами. Позже режиссер создает откровенные мелодрамы, вернее «маленькие драмы» - « каммершпиле» - исполненные сочувствия к «маленькому человеку», растерянному перед лицом экзистенциальных проблем.
Вершиной творчества режиссера считается «аденауэровская трилогия», посвященная первому послевоенному десятилетию ФРГ, где все составляющие его творчества гармонически сливаются воедино: «Замужество Марии Браун» , «Лола», «Тоска Вероники Фосс».