История научно-исследовательского флота Российской академии наук Год выпуска: 2005 Автор: Краснов В.Н. Жанр:Исторический обзор Издательство: «Наука» Серия: ----- ISBN: 5-02-033774-9 Формат: PDF/DjVu/(распознан)+DОС Качество: Отсканированные страницы(OCR) Количество страниц: 258 Язык : Русский В книге на основе архивных документов впервые излагается история научно-исследовательского флота Российской академии наук. Приведены данные о проектировании, строительстве, оборудовании и плаваниях судов. Освещение становления и развития академического флота страны, его экспедиционной деятельности в XX в. предваряется рассказом об исследованиях Мирового океана в ходе плаваний военных и коммерческих судов Российского флота в XVII-XIX вв. Для историков флота, специалистов в области океанологии и широкого круга читателей..
В потоке книг по морской тематике, выпущенных в свет в год празднования 300-летия отечественного военного и гражданского флота (1996), оказался почти обойденным вниманием историков научно-исследовательский флот. Лишь редкие публикации касались отдельных кораблей науки, их проектирования и строительства, тактико-технических данных и участия в исследованиях Мирового океана. Именно это обстоятельство, в первую очередь, побудило нас к разработке и изучению данного вопроса, и особенно в отношении судов, принадлежащих и принадлежавших когда-либо Российской академии наук (РАН, ранее АН СССР). Как свидетельствуют материалы Архива РАН и Российского государственного архива ВМФ, проектирование и строительство научно-исследовательских судов Академии наук и их экспедиционные рейсы продолжались на протяжении всего XX в., и, естественно, нам представляло определенную трудность найти сведения о судах, участвовавших в научных экспедициях до Великой Отечественной войны, в первой половине минувшего века. Более подробные данные содержали документы и публикации о судах, вошедших в состав академического флота после 70-х годов, когда особенно интенсивно строились и плавали такие суда. Распад СССР и переход части научно-исследовательских судов Российской академии наук к научным учреждениям других стран СНГ также ограничили возможность авторов получить необходимые данные о судах, базирующихся в Севастополе, Одессе, Таллинне, Баку и в других портах вне России. Именно этим обстоятельством, прежде всего, объясняются некоторые различия в книге в полноте тактико-технических характеристик и описании плаваний отдельных судов академического флота - по одним судам подробно изложены вопросы проектирования, строительства и оборудования, по другим - приведены экспедиционные рейсы и результаты исследовательских работ в Мировом океане. По своей конструкции и техническому оснащению научно-исследовательские суда (НИС) значительно отличаются от всех других гражданских судов морского флота, что обусловлено спецификой их целевого назначения и практического использования в море. Знакомство с архитектурно-конструктивными особенностями и научно-исследовательскими комплексами кораблей науки позволяет получить общее представление об их морских и эксплуатационных качествах, уровне развития отечественного судостроения, а также оценить, и это, пожалуй, главное, потенциальные возможности таких судов в деле изучения и освоения Мирового океана. Имея это в виду, мы сочли целесообразным наряду с тактико- техническими характеристиками и основными результатами экспедиционных рейсов привести в настоящей работе краткое описание устройства и научно-технической оснащенности ряда НИС конкретных проектов, составляющих в разные годы ядро экспедиционного академического флота и отличавшихся оригинальностью конструкции («Витязь», «Михаил Ломоносов», «Академик Сергей Вавилов», «Космонавт Юрий Гагарин», «Академик Мстислав Келдыш», «Петр Лебедев» и др.), с некоторыми по-дробностями их проектирования и постройки. Как известно, научно-исследовательский флот РАН (АН СССР) составляет основу морских экспедиционных сил страны. Вместе с тем на всех этапах его развития к участию в крупных национальных и международных океанографических исследованиях нередко привлекались специализированные НИС других ведомств и министерств. Это позволяло расширить масштабы, сократить сроки, повысить результативность научных работ и более рационально использовать материальные и финансовые средства, выделяемые государством на изучение и освоение Мирового океана. Находясь в одиночном плавании или совместно с НИС академического флота и выполняя конкретные научные задачи, ведомственные суда внесли заметный вклад в решение теоретических и прикладных проблем океанологии, а также в разработку научно-практических рекомендаций, направленных на освоение природных ресурсов морей и океанов. Мы приводим тактико-технические характеристики, краткие сведения об устройстве и оснащении и экспедиционной деятельности судов отдельных ведомств, наиболее активно взаимодействовавших с РАН (АН СССР). Это позволило воссоздать более полную картину развития и практической деятельности исследовательского флота России.
От авторов 3 Введение 6 Глава первая. Начало русских исследований Мирового океана и географических открытий в XVII-XVIII вв. 11 Глава вторая. Научные исследования в ходе русских круго-светных плаваний и экспедиций в XIX в 20 Глава третья. Первые научно-исследовательские суда и исследования Мирового океана военными и коммерческими судами России в первой четверти XX в. 45 Глава четвертая. Становление и развитие академического научно-исследовательского флота и морских исследований 57 Глава пятая. Классификация и общие требования к проекти-рованию научно-исследовательских судов 71 Глава шестая. Корабельный состав академического научно-исследовательского флота (тактико-технические характеристики, оснащение и экспедиционная деятельность) 87 Послесловие академика Г.В. Смирнова 235 Литература 240 Словарь океанографических терминов, приводимых в книге 249 Указатель имен 251 Указатель судов 256
Распознан и сформирован в PDF - внутреняя навигация с поиском по тексту, оглавлению и копированием + DjVu (ущербный эконом-вариант)+DОС (в хорошем качестве), всё можно скачать раздельно.