
За последние годы советские любители музыки получили возможность познакомиться с голландским певцом Робертом Холлом. Артист неоднократно гастролировал в нашей стране (впервые в 1979 году в Ленинграде), и аудитория по достоинству оценила его замечательное вокальное мастерство и высокую исполнительскую культуру. Открытие нашей публикой таланта этого певца было тем более знаменательно, что Роберт Холл приехал к нам отнюдь не в ореоле «звезды», в активе которой множество записей на пластинках, восторженные отзывы прессы и т. п. Имя его мало что говорило даже специалистам, а что касается записей его голоса, то их просто не существовало. В то же время с первых спетых им номеров программы стало ясно, что это не новичок, а зрелый мастер со своим артистическим почерком, настоящий вокалист-художник. В 1982 году Роберт Холл предпринял большое концертное турне по нашей стране, посетив Москву, Ленинград, Киев и Минск. Большой успех этой поездки повлек за собой приглашение на следующий сезон — здесь перечень городов, в которых выступал артист, пополнился Вильнюсом и Ригой. В сезоне 1985/86 года Роберт Холл побывал в нашей стране дважды — сначала он принял участие в фестивале «Декабрьские вечера», где вместе со своим постоянным аккомпаниатором Конрадом Рихтером исполнил программу из произведений Р. Шумана (включая вокальный цикл «Любовь поэта»), а затем дал сольный концерт в Большом зале Московской консерватории, исполнив песни Шуберта и Мусоргского. Наконец, в 1989 году Холл вновь участвовал в «Декабрьских вечерах», спев несколько песен Брамса.
Исполнительский облик Роберта Холла привлекает прежде всего глубиной и выразительностью своих артистических концепций, образностью мышления, тонкой передачей различных эмоциональных состояний, искренностью и простотой художественной манеры. Артист наделен ярким, мощным, плотным по звучанию басом-баритоном вагнеровского плана. Наверное, на оперной сцене он мог бы стать замечательным исполнителем партий Вотана в «Кольце нибелунга» или Голландца в «Летучем голландце» и наследником своего учителя Ханса Хоттера, с которым его многое роднит в смысле вокальной «фактуры» и исполнительского подхода к музыке. Но Р. Холл избрал себе стезю камерно-концертного певца. Его выступления в оперном театре единичны (на сцене Баварской государственной оперы в Мюнхене), да и то партии, в которых он выступал, были сравнительно небольшими (Командор в «Дон Жуане», Бартоло в «Свадьбе Фигаро», Оратор в «Волшебной флейте» В. А. Моцарта).
Роберт Холл родился в Роттердаме, с детства пел в хоре. С шестнадцати лет стал брать уроки пения у Яна Фета, затем поступил в Роттердамскую консерваторию, где занимался по классу Давида Холлестелле. В 1971 году он получил первый приз на международном конкурсе вокалистов в Хертогенбосе, а потом совершенствовал свое вокальное мастерство у X. Хоттера в Мюнхене. Общение со знаменитым певцом во многом сформировало исполнительскую личность Р. Холла. Несомненная преемственность ощутима в артистическом подходе голландского певца к произведениям Шуберта, Брамса, Вольфа. Как и его выдающийся педагог, Р. Холл синтезирует в своих трактовках мужественно-героическое начало с теплотой и трепетностью лирического высказывания, хотя (опять-таки как и Хоттер) он больше тяготеет к масштабности, драматической рельефности образа.
В репертуар Холла входят также партии в сочинениях ораториально-кантатного жанра: «Страстях по Матфею» и «Страстях по Иоанну» И. С. Баха, «Сотворении мира» и «Временах года» И. Гайдна. Заслуживает быть особенно отмеченным глубокий интерес певца к русской и советской музыке (сам артист неплохо владеет русским языком). У себя на родине он пел басовые партии в Тринадцатой и Четырнадцатой симфониях Д. Шостаковича, русская вокальная лирика представлена в его программах произведениями П. Чайковского, М. Мусоргского, А. Бородина, С. Рахманинова. К сожалению, эта область художественных интересов певца (за исключением «Песен и плясок смерти» М. Мусоргского) пока еще не стала достоянием наших слушателей.
Существуют записи выдающегося артиста, выполненные крупнейшими граммофонными фирмами. Так, для EMI Records выполнена запись Мессы си минор И. С. Баха под управлением Ойгена Иохума с его участием. Вместе с крупными первоклассными солистами Роберт Холл участвовал в записи баховских «Страстей по Матфею» (дирижер Петер Шрайер). Роберт Холл поет также в записях нескольких опер. Настоящая пластинка запечатлела концерт певца в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве, куда Роберт Холл был приглашен для участия в «Декабрьских вечерах» их организатором, народным артистом СССР Святославом Рихтером.