Главная| Трекер ▼| Поиск| Правила| FAQ| |
![]() |
|
Автор | Сообщение |
---|---|
valeri[µ]
Модератор ![]() Сообщения: 7870 ![]() |
Верди - Риголетто / Verdi - Rigoletto ( Domingo, Cotrubas )
![]() Год выпуска: 1977 Жанр: опера Продолжительность: 123 минуты Режиссер: John Dexter В ролях: Gilda - Ileana Cotrubas Maddalena - Isola Jones Duce of Mantua - Placido Domingo Rigoletto = Cornell MacNeil Sparafucile - Justino Diaz Описание: Музыка: Giuseppe Verdi Либретто: Francesco Maris Piave Дирижёр: James Levine Хор и оркестр: Meropolitan Opera Описание Музыкальная драма в трёх действиях; либретто Ф. М. Пиаве по драме В. Гюго "Король забавляется". Первая постановка: Венеция, театр "Ла Фениче", 11 марта 1851 года. Действующие лица: герцог Мантуанский (тенор), Риголетто (баритон), Джильда (сопрано), Спрафучиле (бас), Маддалена (контральто), Джованна (меццо-сопрано), граф Монтероне (баритон), кавалер Марулло (баритон), Маттео Борса (тенор), граф Чепрано (бас), графиня Чепрано (меццо-сопрано), офицер (тенор), паж герцогини (меццо-сопрано); кавалеры, дамы, пажи, слуги. Действие происходит в Мантуе и её окрестностях в XVI веке. Действивие первое В великолепном зале герцогского дворца бал. Распутный герцог похваляется придворному Борсе своими любовными приключениями: с некоторых пор он каждое воскресенье встречает приглянувшуюся ему незнакомку в церкви, куда приходит переодетый. Между тем он начинает ухаживать на балу за графиней Чепрано ("Questa o quella, per me pari sono"; "Та иль эта - я не разбираю"). Горбун Риголетто, придворный шут, высмеивает графа Чепрано. Придворные задумывают отомстить ему за его острый язык. Неожиданно появляется граф Монтероне, пришедший защитить честь дочери, соблазнённой герцогом. И его не щадят насмешки Риголетто. Монтероне выгоняют из зала, но прежде он под общий ропот проклинает герцога и особенно Риголетто. Ночь. Неприметный домик на глухой улочке. Риголетто думает о проклятии Монтероне. Наёмный убийца Спарафучиле предлагает ему свои услуги. Оставшись один, Риголетто изливает свои чувства бедного, презренного горбуна, вынужденного смешить других ("Pari siamo! Io la lingua, egli ha il pugnale"; "С ним мы равны: владею словом, а он кинжалом"). Вся его ненависть к придворным закипает в нём, но, войдя в дом, он несколько успокаивается. Его ждёт дочь. Они нежно беседуют (дуэт "Figlia!.. Mio padre!.."; "Джильда! Отец мой!"). После смерти жены у Риголетто больше никого нет на свете. Прежде чем уйти, он велит служанке Джованне охранять дочь. Когда Риголетто выходит со двора, туда незаметно проникает переодетый герцог, бросив Джованне кошелёк. Он называет себя бедным студентом Гвальтьером Мальде и объясняется Джильде в любви ("E il sol dell'anima"; "Верь мне, любовь - это солнце и розы"). Оставшись одна, девушка повторяет имя таинственного поклонника ("Caro nome che il mio cor"; "Сердце радости полно"). В темноте внимание Риголетто привлекают вооружённые придворные в масках: они убеждают его, что хотят похитить жену графа Чепрано, живущего поблизости. На самом деле их жертва - Джильда. Риголетто присоединяется к ним, ему надевают маску и повязку на глаза ("Zitti, zitti, moviamo a vendetta"; "Тише, тише"). Джильду похищают, издалека доносятся её крики. Риголетто срывает с глаз повязку и с ужасом убеждается в происшедшем. Действие второе Зал во дворце. Герцог взволнован. Вернувшись в дом Джильды, он не нашёл её там. Он клянётся найти похитителей и отомстить ("Parmi veder le lacrime"; "Вижу голубку милую"). Придворные рассказывают ему о ночном приключении, о том, как они похитили любовницу Риголетто. Так герцог узнаёт, что девушка во дворце; он спешит увидеть её. Входит Риголетто, напевая с затаённым страданием, затем бросается к запертой двери, за которой исчез герцог ("Cortigiani, vil razza dannata"; "Куртизаны, исчадье порока"). После приступа гнева он умоляет вернуть ему его единственное сокровище. Джильда в слезах сама выходит к отцу и рассказывает ему обо всём ("Tutte le feste al tempio"; "В храм я вошла смиренно"). Мимо ведут в темницу Монтероне. Горбун замышляет страшную месть ("Si, vendetta, tremenda vendetta"; "да, настал час ужасного мщенья"). Действие третье Таверна на другом берегу реки. Ночь. Джильда и Риголетто подходят к окну. Риголетто привёл дочь, которая всё ещё любит герцога, посмотреть на то, как он развлекается с другой, напевая любовную песенку ("La donna e mobile"; "Сердце красавиц"). Он ухаживает за сестрой Спарафучиле Маддаленой. Джильда в отчаянии. Риголетто утешает дочь, обещая вскоре отомстить (квартет "Bella figlia dell'amore"; "О красотка молодая"). Он отправляет её в Верону, где они должны будут встретиться. Когда Джильда уходит, Риголетто даёт Спарафучиле задаток за убийство герцога, остальное он заплатит, когда получит труп. Начинается буря. Герцог засыпает. Маддалена просит брата пощадить его ("Somiglia un Apollo quel giovine"; "Наш гость, и красивый, и ласковый"). Возвращается Джильда в мужской одежде, уже собравшаяся в дорогу, и слышит их разговор. Спарафучиле соглашается убить первого, кто появится до полуночи. Джильда понимает, что настал её час: голос любви сильнее рассудка. Она стучит в дверь и падает под ударами Спарафучиле. Гроза стихает. В полночь Риголетто забирает мешок с телом и собирается бросить его в воду. Но вот в ночи раздаётся песенка герцога ("Сердце красавиц"). Горбун разрезает мешок и видит Джильду. Умирая, дочь просит простить её. Риголетто падает на её труп с криком: "Ах! Вот где старца проклятье!" История создания оперы Успех венецианской премьеры (после многочисленных изнурительных репетиций) был полным, и последующие представления (двадцать одно) его подтвнрдили. Более настороженными были оценки критики, скорее недоумевавшей по поводу тех "новшеств", которые теперь нам кажется легче всего признать и оценить. Шедевр Верди начал триумфальное шествие по театрам Италии и других стран (за исключением, до 1857 года, Франции из-за протеста Гюго, автора литературного источника оперы, драмы "Король забавляется"). Характеры и обстановка, как известно, предстали на сцене во всей их жизненной силе. Герцог Мантуанский - образ блистательный, удивительный, производящий впечатление цельности при всей антипатии, которую вызывают его нравы. О нём следует судить, когда он находится в центре своего двора, с изображением которого Верди быстро освоился, сузив его размеры по сравнению с двором французского короля Франциска I (действующего лица драмы Гюго); выведение короля на сцену венецианская цензура не одобрила, как не одобрила она горб Риголетто и мешок, в который кладут умирающую Джильду,- эти детали остались без изменения благодаря твёрдой воле Верди. Консервативная цензура выступила с нападками на оперу и вне Венеции, всячески третирую опасный сюжет. Между тем перенос действия из Франции в Мантую и замена великолепного французского дворца мантуанским оказались весьма на руку драматической манере Верди этих лет: в более камерной обстановке герои снижены и вдвинуты в тесные рамки, почти невозможные, судя по их "статуарности", но при этом они приближены к зрителям (и в дальнейшем, даже предпочитая более обширное пространство, Верди будет использовать приём подобных ограничений для непосредственного воздействия на зрителей). Мантуанский двор очень хорошо изображён уже в первом действии, настоящем исходном пункте всех линий сюжета, развивающихся и пересекающихся впоследствии. Тщеславие придворных усугубляется их развязной грубостью, которую герцог - Дон Жуан с большим правдоподобием пытается компенсировать склонностью к нежной любви, совершенно чуждой настоящему Дон-Жуану, герою Моцарта. Именно такая любовь влечёт его к Джильде, дикой голубице, и вносит во все галантные клише нежно-патетическое и чрезмерно страстное чувство. Даже в его восхвалении сестры Спарафучиле есть возвышенная чистота, что как будто противоречит натуре этого циничного волокиты. Когда без его ведома похищают Джильду, волнение юного герцога тоже искренне, хотя исполнители этой роли его обычно преувеличивают, и хотя с такой же непритворной лёгкостью (так кажется) он поспешит овладеть девушкой, а затем беспечно перенесёт своё внимание на другие предметы. Придворных Верди объединяет общностью образа мыслей наподобие того, как это было в комических операх Моцарта и Россини. На всех них падает проклятье настоящего аристократа, Монтероне: это сигнал к раскрытыю судьбы Риголетто, уже давно навеки проклятого, образа почти вневременного. Джильда как дочь своего отца-парии должна была бы или достичь неожиданного, огромного счастья, которое бы совершенно отделило её от семьи, или пойти другим путём, столь же предрешённым и последовательным, путём самопожертвования. Какое-то время будущее её полно чудесной неопределённости (это передают вокализы и чистые, гибкие, высокие ноты арии "Сердце радости полно"). Затем всё идёт, как мы уже знаем. Джильда слишком бесплотна, чтобы быть счастливой. Это декоративный образ раннего романтизма, ещё несущий печать XVIII века, и безумие современных людей, от которых она так далека, может только лишить её девственной чистоты. Все нити действия сходятся в третьем акте в классической форме квартета, верного эстетическим канонам раннего романтизма, ещё соблюдающего классические формы. Центром является основная мелодия тенора, который выделяется как подлинная мишень Риголетто, бормочущего в темноте. Обе женщины остаются, напротив, во власти очарования герцога: Маддалена щебечет, Джильда подхватывает её мотив (и как бы сближает с порывами и трепетами тенора), не в силах оторваться от него, хотя её сдерживает и прерывает отец. Из сочетания драматической ситуации и выбранной музыкальной техники, почти инструментальной, рождается редкостный по силе театральный, визуально-сценический эффект. Классически строгая конструкция, в которой контрасты дополняют друг друга, неожиданно рушится под натиском бури, настоящего шабаша; сквозь бурю доносятся жалобы несчастных героев и равнодушный смех убийцы, Спарафучиле. Этот персонаж в целом производит юмористическое впечатление, то ли потому, что его злодейский нрав не чужд проблеска сочувствия, то ли потому, что бедный горбун думает найти в этом висельнике товарища. Их встреча происходит ночью в переулке, в тёмной глубине сознания. Пробуждение принесёт ужас, жестокий свет разочарования. Дочь становится жертвой "правой мести" Риголетто, правой, по мнению несчастного, тщетно восставшего против несправедливой судьбы и тем самым призвавшего новое наказание "страшного бога". Безжалостная ирония судьбы. Даже спасение герцога вызывает сочувствие публики, и кажется, что только в глазах Риголетто он выглядит негодяем. Вина ложится на тех, кто пожил. Им в качестве утешения остаются слёзы, каких, быть может, никогда не проливали в музыкальной драме. Г. Маркези (Belcanto.Ru) Иляна Котрубаш(Котрубас) (Cotrubas) (р. 1939) - румынская певица (сопрано). Дебют 1964 (Бухарест, партия Зибеля в "Фаусте"). С 1968 пела во Франкфурте-на-Майне, в 1971-74 в Венской опере. В 1971 дебютировала в Ковент Гардене (партия Татьяны). С большим успехом выступала ряд лет на Глайндборнском фестивале (1969, в партии Мелизанды в "Пеллеасе и Мелизанде" Дебюсси; 1970, в заглавной партии в первой современной постановке "Каллисто" Кавалли). В 1974 Котрубаш имела выдающийся успех в Ла Скала (партия Мими, также с успехом пела партию Виолетты и др.). В 1989 исполнила партию Мелизанды на фестивале "Флорентийский музыкальный май". Среди партий также Сюзанна, Джильда, Манон, Памина, Микаэла. Среди записей заглавная партия в "Луизе" Г. Шарпантье (дирижер Претр, Sony), партия Мими (видео, дирижер Гарделли, Castle Vision). Пласидо Доминго(Domingo) (р. 1941) - испанский певец (тенор). Родился в Мадриде, в семье исполнителей сарсуэлы. Учился в консерватории в Мехико, дебютировал в 1961 году, в Монтеррее (партия Альфреда). В том же году исполнил в Далласе партию Артура в "Лючии ди Ламмермур" (его партнёршей была Сазерленд). С 1962 пел в Израильской Национальной опере. В 1968 году дебютировал в Метрополитен Опера, с успехом исполнив партию Мориса в "Адриане Лекуврёр" Чилеа (заменив Корелли), став ведущим солистом театра. В течение ряда лет был участником Зальцбургского фестиваля (среди наиболее ярких выступлений заглавная партия в "Сказках Гофмана" Оффенбаха, 1981). С 1971 выступал в Ковент Гардене (дебют в партии Каварадосси). Исполнил партию Отелло в Ла Скала (1987, на столетнем юбилее оперы). Исполнил также заглпвную партию в мировой премьере оперы "Гойа" Менотти (1986, Вашингтон). Гастролировал в Москве с Ла Скала. Пел в гала-концерте на открытии Оперы Бастиль (1989). В репертуаре более 100 партий, спетых на разных оперных сценах мира. Среди них: Радамес, Канио, Фауст, Пинкертон, Калаф, Лоэнгрин и другие. Среди выступлений последних лет заглавная партия в опере "Гуарани" Гомеса (1994, Бонн), партия Отелло (1996, Зальцбургский пасхальный фестиваль). В 1992 дебютировал на Байрёйтском фестивале ("Парсифаль"). Участвовал в аудио- и видеозаписях многих оперных спектаклей, записал множество сольных компакт-дисков, которые регулярно попадают в число лучше всего продающихся классических записей. Отметим среди них редкие записи "Сида" Массне (партия Родриго, дирижёр И. Квелер, CBS), "Луизы" Г. Шарпантье (партия Жюльена, дирижёр Претр, Sony). Среди других записей партии Манрико (дирижёр Мета, RCA Victor), Самсона (дирижёр Баренбойм, Deutsche Grammofon). Как дирижёр дебютировал в сезоне 1973/74 в Нью-Йорк Сити ("Травиата"). При его участии созданы фильмы "Травиата", "Отелло" Ф. Дзефирелли и "Кармен" Ф. Росси (1983). С 1991 занимается также и режиссёрской деятельностью. Среди множества наград - французский Орден почётного Легиона, титул "Кавалера Искусств и Литературы", звание "Камерный певец" (Почётный певец) Гамбурга, Мюнхена и Вены, испанский Орден Изабеллы Католической, звания Почётного доктора Мадридского университета, доктора изящных искусств Нью-Йоркского университета, Почётного доктора музыки в университете Оклахомы, Филадельфийском колледже сценических искусств и в Джортаунском университете. Автор воспоминаний "Мои первые сорок лет". Доминго является артистическим директором Лос-Анжелес Оперы, артистическим директором Вашингтонской оперы. Доминго - один из наиболее выдающихся певцов нашего времени. Джеймс Левайн (Levine) (р. 1943) - американский дирижёр и пианист. В 1964-70 ассистент у Селла в Кливлендском симфоническом оркестре. В 1970 выступил в Валлийской национальной опере ("Аида"). С 1971 в Метрополитен Опера (дебютировал в опере "Тоска"). С 1973 главный дирижёр, с 1975 художественный руководитель этого театра. В 1996 отмечалось 25-летие деятельности Ливайна в Метрополитен Опера (за этот период он выступил более 1500 раз в 70 операх). Среди осуществлённых за эти годы постановок отметим "Триптих" Пуччини, "Лулу" Берга (обе 1976), мировую премьеру оперы "Призраки Версаля" Д. Корильяно (1991). В 1975 дебютировал на Зальцбургском фестивале ("Волшебная флейта", среди других постановок "Моисей и Аарон" Шёнберга). С 1982 выступал на Байрёйтском фестивале (среди постановок "Парсифаль", 1982; "Кольцо нибелунга", 1994-95). Выступал с оркестрами Венской и Берлинской филармонии. Среди множества записей оперы Моцарта ("Свадьба Фигаро", Deutsche Grammofon; "Волшебная флейта", RCA Victor); Верди ("Аида", Sony, "Дон Карлос", Sohy, "Отелло", RCA Victor), Вагнера ("Валькирия", Deutsche Grammofon; "Парсифаль", Philips). Отметим также запись оперы "Андре Шенье" Джордано (солисты Доминго, Скотто, Милнс, RCA Victor). Субтитры - итальянские, английские, немецкиеЮ французские, испанские, китайские. Бонус - интервью: Ileana Cotrubas James Levine Placido Domingo Cornell MacNeil Качество:DVD9 Формат:DVD Video Видео кодек:MPEG2 Аудио кодек:AC3 Видео: MPEG2 Video 720x480 (4:3) 29.97fps 6114Kbps [Video] Аудио: Dolby AC3 48000Hz 6ch 448Kbps [Audio] Помоги нашему сайту на расходы за сервер и качай торренты НЕОГРАНИЧЕННО!Пожертвовать 100 ₽ ![]() Или 2204 1201 2214 8816, с комментарием "Помощь трекеру" Связь с администрацией |
Страница 1 из 1 |
![]() |
|