Cavalli Pier Francesco - La Didone (Fabio Biondi, Claron McFadden, Magnus Staveland, Jordi Domènech)
Год выпуска: 2007
Жанр: Baroque/Opera
Продолжительность: 173 min
Режиссер: Carlo Majer
Либретто:
Gian Francesco BusenelloПервое представление: Venezia, Teatro San Cassiano, 1641
Действующие лица и исполнители:Didone -
Claron McFaddenEnea -
Magnus StavelandIarba/ Corebo -
Jordi DomènechCassandra/ Giunonne/ Damigella -
Manuella ClusterEcuba/ Mercurio/ Ilioneo -
Marina De LisoCreusa/ Anna/ Damigella -
Donatella LombardiAscanio/ Amore/ Fortuna -
Isabel AlvarezAnchise/ Sicheo/ Eolo -
Antonio LozanoAcate/ Pirro –
Gian Luca ZoccatelliSinon Greco/ Un vecchio -
Filippo MoraceVenere/ Iride/ Damigella -
Maria Grazia SchiavoGiove/ Nettuno/ Un cacciatore -
Roberto AbbondanzaEnsemble: Europa Galante
Conductor -
Fabio BiondiDirected by
Carlo MajerRecorded at Teatro La Fenice di Venezia, 2006
Огромное спасибо Another Place за подготовку этого релиза!!!
В Венеции, где сейчас оперный театр один – La Fenice,– когда-то их было несколько. И не по государственной инициативе они тогда, 350 лет назад, множились, а по самым что ни на есть заурядным коммерческим соображениям. Опера была универсальным аттракционом, любовь к которому примиряла всех, от патрициев до голодранцев, и странно было бы не попытаться заработать на этом – так, благодаря сметливости венецианских импресарио, и появился шоу-бизнес в его первом издании. Довольны оставались все: кто-то наслаждался звучными голосами и чувствительными мелодиями, кто-то – изысканной и ученой поэзией либретто, кто-то – шуточными вставными эпизодами, кто-то – декорациями, костюмами и машинерией; все это доводилось до такой степени совершенства, что несколько позже, в самом конце XVII века, петровский стольник Толстой наивно восторгался в своих путевых записках: "Нигде больше в целом свете таких предивных оперов не бывает".
Больше других своими "предивными операми" прославился в Венеции Пьер Франческо Кавалли, которого теперь потихоньку открывает для себя и современный слушатель. Одну из знаменитейших опер Кавалли, его "Дидону" (1641), уже записывали, но из видеозаписей эта – первая. Сделана она в том самом La Fenice, а музыкальной частью этой постановки руководит один из главных итальянских специалистов по старинной музыке скрипач Фабио Бьонди. Его ансамбль Europa Galante, соответственно, располагается в оркестровой яме вместо штатного оркестра "Фениче".
Либретто "Дидоны" основано на событиях вергилиевской "Энеиды". Троянец Эней, сын Венеры, спасается из захваченного греками Илиона – ему надлежит доплыть до Италии и обосноваться на месте будущего Рима. В результате интриг на Олимпе его корабли пристают к африканскому побережью, к Карфагену, где правит царица Дидона. Благодаря проискам Венеры царица немедленно влюбляется в Энея, но счастье ее недолговечно: Юпитер приказывает наконец Энею плыть в Италию. Брошенная Дидона собирается покончить с собой, но затем, передумав, выходит замуж за своего давнего неудачливого воздыхателя, соседнего царя Ярбу. (Это уже совсем не вергилиевская концовка, но тогда считалось неприличным заканчивать оперу смертью главной героини.)
Что до музыкального уровня, то претензии к нему если и есть, то довольно частного характера. Скажем, довольно скуповата и аскетична сделанная Бьонди оркестровка; неожиданны купюры – их немного и они невелики, но часто вырезанными оказываются важные в мелодическом или в текстовом плане пассажи. Среди солистов есть работы поярче (прекрасно подходит к партии Энея увесистый, но гибкий тенор Магнуса Ставеланда), есть побледнее (сопрано Клэрон Макфэдден для партии заглавной героини явно недостаточно выразительно), но в целом уровень где-то на "четверку с минусом". Что для сложного материала, в общем, не так и плохо – но только и этот уровень, увы, лучше оценивать с выключенным изображением. Ставить оперу поручили местным студентам, наваявшим в результате нечто столь беспомощное, наивное и жалобно-малобюджетное, что за пределы учебного процесса этот продукт выпускать вообще-то не стоило бы. Троянцы наряжены японскими крестьянами и вяло пытаются изображать что-то вроде ритуального театра, Юпитер кутается в буржуазный халат, Нептун – в подобие французской шторы, и у всех в глазах вместо античных страстей сплошное замешательство.
Weekend №20(579) от 08.02.08
Доп. информация: Subtitles: Italiano, English, Francais, Deutsch, Espanol
Качество: DVD5+DVD9
Формат: DVD Video
Видео кодек: MPEG2
Аудио кодек: AC3
Видео: NTSC 16:9 (720x480) VBR Auto Letterboxed
Аудио: Italiano (LinearPCM, 2 ch) Italiano (Dolby AC3, 6 ch)