Это ясно. Но вот только как правдоподобно объяснить публике, живущей в обществе давно победившего феминизма, что сегодня кого-то похищают, везут на корабле в чужую страну, насильственно выдают замуж, как ирландскую средневековую принцессу Изольду? И это не в Чечне или на территории, подконтрольной боевикам "Исламского государства", а в явно европеизированном культурном пространстве?
Режиссура начинает - и проигрывает музыке
Режиссер Катарина Вагнер, руководитель фестиваля в Байройте и наследница своих прадеда, деда и отца из клана Вагнеров, представила свое видение "Тристана и Изольды" как вневременное, абстрактное, почти стерильное пространство. Поднимающийся занавес открывает взгляду занимающую всю сцену в ширину и высоту конструкцию - лабиринт из лестниц, лесенок, мостиков и переходов, напоминающий одну из графических работ нидерландского художника Маурица Эшера или абстрактную кубистическую композицию. Некоторые из лесенок по ходу действия будут внезапно исчезать, менять длину или перемещаться вверх и вниз, что уже напоминает не только лабиринты Эшера, но и будит ассоциации с одним из фильмов о Гарри Поттере и волшебном интернате Хогвартс.
Изольда, ирландская принцесса, появляется в длинном приталенном темно-синем платье, ниспадающем складками в античном стиле. Ее служанка Брангена - в зеленой юбке крестьянского типа и коричневой кофте. Вообще положительные герои этой постановки последовательно одеты в цвета океана и вечности, их друзья и слуги - в зеленые и коричневые тона грешной земли, а злыдни - в желтое, цвет денег.
Во втором акте Катарина Вагнер отправляет своих героев в тюремный двор, в третьем - в подобие карцера.
Все в ее постановке вроде как правильно, продуманно, продиктовано впитанным с молоком знанием материала. Не мешает зрителю и певцам и - беззубо. Маленьким режиссерским "взбрыком", напоминающим более ранние озорные работы Катарины Вагнер, можно считать ее трактовку образа короля Марка, этого олицетворения благородства у Вагнера, как завзятого злыдня и тирана. Он и его люди издеваются над влюбленными три акта подряд, не унимаясь даже в конце: Изольда может остаться возле трупа Тристана, чтобы спеть свою знаменитую "Смерть в любви", но после этого муж-тиран снова хватает ее за руку и тащит прочь… Вместо смерти в любви Катарина Вагнер видит в финале оперы своего прадеда ад семейной жизни.
Излишне говорить о том, что взрывы оваций, которыми в течение без малого 30 минут сотрясался старый театр на Зеленом холме после премьеры, были посвящены не режиссуре, мало кого убедившей, а музыкальному ансамблю - выдающимся вокалистам, непревзойденным байройтским оркестру и хору и конечно же маэстро Кристиану Тилеману. В его руках музыка Вагнера превращается в живое, трепещущее пламя. Как дирижер Тилеман умеет давить не только на тормоз, но и на газ, не упуская при этом из виду, как опытный гонщик, весь сверхсложный маршрут.
Байройтские слухи
И все же премьера не обошлась без ЧП: главная гостья вечера, канцлер Ангела Меркель, традиционно посещающая Байройтский фестиваль, в первом антракте упала на пол в фестивальном ресторане. Бульварная газета Bild незамедлительно сообщила на своем сайте, что канцлер упала в обморок. На следующий день со стороны ведомства федерального канцлера последовало опровержение: причиной падения Меркель стала подломившаяся ножка стула.
Стул был незамедлительно заменен, канцлер не пострадала. Автор этих строк лично наблюдала, что вокруг стола, где сидела Меркель, в течение нескольких минут находился дежурный врач фестиваля. Однако в конце часового антракта канцлер проследовала в свою ложу, а после спектакля сообщила журналистам, что он ей понравился.
Еще более сенсационный слух удалось узнать корреспонденту DW на приеме после премьеры: по информации некоторых из музыкантов байройтского ансамбля, Ева Вагнер-Паскье, сестра режиссера Катарины Вагнер и соруководительница фестиваля до конца августа, участвовавшая в качестве члена жюри в работе конкурса Чайковского в Москве, пригласила на фестиваль президента Владимира Путина. И тот, по непроверенной информации, даже дал согласие приехать в Байройт. В пресс-службе фестиваля отказались как-либо комментировать это приглашение.
По материалам сайта
http://www.dw.com