Есть фильмы, которые любят смотреть разведчики («Семнадцать мгновений весны`), есть фильмы для космонавтов («Белое солнце пустыни`), есть эталоны для любителей мафиозной тематики («Крестный отец`). А есть фильм, в котором наиболее правдиво передан дух спорта. Речь, конечно, об «Огненных колесницах».
Итак, перед нами предстают два спортсмена: шотландец Эрик Лиддл и еврей-англичанин Гарольд Абрахамс. Первый пропитан духом божественности, он истинно-верующий католик (причем настолько, что готов пропустить важнейший забег в своей жизни, если это не угодно Господу), несущий веру по всем странам и континентам, в т. ч. и в Китай (где и закончит свою жизнь). Видимо, именно за такую преданность вере Господь наградил его редким даром: быстрыми ногами. Причем когда Эрик бежит, создается впечатление что сам Господь несет его по земле в этот момент (во многом благодаря великолепной игре Иэна Чарлсона).
Второй, Гарольд, есть полная противоположность Эрику: он целеустремлен и амбициозен, прагматичен и напорист. Видимо, на счет Гарольда Бог наоборот решил испытать его по полной программе: у него национальность, которую презирают многие из его окружения, как и пренебрежительно относятся к его отцу (еврею-финансисту). Фактически, для Гарольда бег — это единственный способ доказать всем, что не национальность красит человека, а человек украшают свою нацию.
И вот эти две противоположности встречаются на дорожке стадиона, чтобы выяснить самый главный вопрос в спорте, на который до сих пор нет однозначного ответа: что же сильнее — талант дарованный или талант приобретенный? Честно говоря, картина так и не дает прямого ответа на этот вопрос. Собственно, спортсмены и соревнуются друг с другом всего раз, на малозначащих соревнованиях в духе «сборная Чукотки» против «сборной Москвы» (если интерпретировать на английскую землю). В тех соревнованиях побеждает Эрик, но это лишь подстегивает Гарольда еще больше тренироваться и даже обзавестись личным тренером.
И все-таки ответ есть и он в том, что и тот и другой путь может привести Вас на вершину славы. Конечно, Вы можете быть абсолютным бездельником и лентяем, но если у Вас есть талант — его, как говорится, не пропьешь. В тоже время, можно долго и упорно заниматься и без божественного дара и тоже достичь великолепных результатов. Собственно, это и происходит — оба спортсмена выигрывают своё олимпийское золото, один поддерживаемым богом небесным, другой — богом земным. И в этом, на мой взгляд, главный посыл фильма — шанс есть у каждого: и у одаренного, и у обычного человека.
Оба актера сыграли великолепно: Эрику (Йэн Чарлсон) веришь на все 100%, его выражение лица в финальной части каждого забега создает впечатления некой просветленности, божественного счастья, если хотите. Я сам не могу отнести себя к сильно верующим, но здесь хочешь-не хочешь, а поверишь. Гарольду (Бен Кросс) тоже веришь, хотя такого человека сыграть проще, как мне кажется. На «Оскар» был также номинирован Йэн Холм, сыгравший тренера Гарольда, тоже парию-иностранца в чопорной Англии. Честно говоря, Йэн Чарлсон впечатлил меня больше (хотя Холм тоже весьма и весьма хорош).
И, наконец, о музыке. Эвангелос Одиссей (известный нам как Вангелис) — это, конечно, не только гений, это целая эпоха в музыке для кино. И свою полноценную «кинокарьеру» Вангелис начала именно с этого фильма, сразу же получив «Оскар» и Грэмми за звук. Заглавную тему Вы слышали наверняка, хотя многие до просмотра не догадывались, откуда она. Но есть еще очень много мимолетных звуков и моментов, которые создают ту атмосферу напряженности и значимости, которой проникнут весь фильм. Затем уже были не менее гениальные саундтреки к «Баунти», «Бегущий по лезвию», «1492: Завоевание Рая», но дорогу в кино дал Вангелису именно этот фильм.
В бочке меда есть и ложка дегтя: есть моменты в фильме, которые режиссер просто не удосужился раскрыть или объяснить (например, так и остается непонятным, почему тренер Гарольда был персоной нон-грата на олимпийском стадионе; как-то вяло раскрыта чувственная сторона Гарольда, тема его любви к Сибил). Но сильно картину это не портит, поскольку она о другом — она о величии духа человека. Если в Вас есть этот дух — Вы можете свернуть горы, если его нет — горы так и будут дальше мешать увидеть Вам горизонт.
Автор:
FCauperwood