Главная| Трекер ▼| Поиск| Правила| FAQ| |
Автор | Сообщение |
---|---|
Pantera
Модератор ![]() Сообщения: 15547 Откуда: Пермь ![]() |
Собрание сочинений. I, IV тт.
![]() Год: 1971, 1987 Автор: Вячеслав Иванов Жанр: Лирика, стихи, статьи, философия Издательство: "Жизнь с Богом" Язык: Русский Формат: DjVu/PDF + букмарки Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста Количество страниц: 893 Описание: Пять книг лирики, составленных самим В.И., печатаются доточно в хронологическом порядке их написания. Вопрос о распределении статей сложнее. Когда материал из афоризмов и статей, рассеянных по периодической печати наростал до размеров книги, то В.И. в книгу его и объединял. Так появлялись «Опыты философские, эстетические и критические»: в 1909 г. — «По Звездам»; в 1916 г. — «Борозды и Межи» и в 1918 г. — «Родное и Вселенское». Отклики эти на запросы духа и вопросы дня написаны по разным поводам, в разное время, о разных предметах знания и веры. Разумеется: совокупность этих откликов (как творчество всякого большого мастера) являет собою единое Сообщение; но случается, что тексты, друг с другом тематически несвязанные, соседствуют, а тексты, друг друга восполняющие, находятся в разных сборниках. Статьи В.И. характера философского (подобно всем философским размышлениям и построениям) являются рефлексиями на акты сознания, в данном случае — рефлексиями на непосредственные, словесно-ритмические знаменования душевных состояний и духовных постижений. По отношению к стихам такие идеологические статьи (ср. Введение стр. 116) представляют собою как-бы их интерпретации; таким интерпретациям естественно следовать за соответственными художественными произведениями. Поэтому мы после книг лирики приводим эстетические и философские статьи, им современные; а из статей критических и литературных составляем отдельный том. Книги лирики и Трагедии с их спутницами-статьями образуют три первые тома собрания сочинений В.И.; в последнем из них будет помещен алфавитный указатель всех стихотворений по первой строке ко всем трем томам. Статьи по вопросам литературы, филологические исследованья, переводы классиков, фрагменты неоконченных произведений, шуточные «Лепты» войдут в последние тома. Из лиц, упоминаемых в текстах первого тома, примечания отмечают только те имена, которые в последующих томах не повторяются. Исключительно этим определяется их выбор. В.И. всегда писал по старой орфографии; она заменена новой, но особенности его правописания сохранены. I том ВВЕДЕНИЕ 7 МЛАДЕНЧЕСТВО 229 ПОВЕСТЬ О СВЕТОМИРЕ ЦАРЕВИЧЕ 255 КОРМЧИЕ ЗВЕЗДЫ 513 ПОЭТ И ЧЕРНЬ 709 НИЦШЕ И ДИОНИС 715 КОПЬЕ АФИНЫ 727 ПРОЗРАЧНОСТЬ 735 СИМВОЛИКА ЭСТЕТИЧЕСКИХ НАЧАЛ 823 КРИЗИС ИНДИВИДУАЛИЗМА 831 ПОСЛЕСЛОВИЕ, ПРИМЕЧАНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ 841 ОГЛАВЛЕНИЕ СТИХОВ 867 1. Иванов В. - Собрание сочинений. Том I - 1971 (893 стр.), DjVu/PDF (Отсканированные страницы + слой распознанного текста) 16 февраля 1866 – родился в «в собственном домике <…> ро- дителей, почти на окраине тогдашней Москвы, в Грузинах, на углу Волкова и Георгиевского переулков, насупротив ограды Зоологиче- ского сада» («Автобиографическое письмо», 1917). 1875–1884 – в Первой московской гимназии, которую оканчи- вает с золотой медалью. Увлеченные занятия греческим языком. 1883 – духовный кризис. «Примечательно, что моя любовь ко Христу и мечты о Нем не угасли, а даже разгорелись в пору мо- его безбожия. Он был и главным героем моих первых поэм <…> Страсть к Достоевскому питала это мистическое влечение, которое я искал примирить с философским отрицанием религии» («Авто- биографическое письмо», 1917). 1884 –1885 «Поступил на филологический факультет универ- ситета, где тотчас получил премию за древние языки» (Иванов– Франку, 1947). «На первом курсе получил премию за латинское со- чинение и письменную работу по греческому языку» (Curriculum). 4 июня 1886 – женитьба на Дарье Михайловне Дмитревской (1864–1933) и отъезд за границу, где пробыл ок. 19 лет. Девять семестров занимается римской историей в Берлинском универси- тете у Т. Моммзена и О. Гиршфельда. «Как только я очутился за рубежом, забродили во мне искания мистические, и пробудилась потребность сознать Россию в ее идее. Я принялся изучать Вл. Со- ловьева и Хомякова. По отношению же к германству сразу и на- всегда определились мои притяжения и отталкивания, грани любви и ненависти». («Автобиографическое письмо», 1917). 1891 – знакомство с Гревсом: «он властно указал мне ехать в Рим, к которому я считал себя не довольно подготовленным; я по сей день благодарен ему за то, что он победил мое упорное сопро- тивление, проистекавшее от избытка благоговейных чувств к Веч- ному городу, со всем тем, что должно было там открыться (“Авто- биографическое письмо”, 1917). Февраль–март 1892 – путешествие по маршруту: Лион, Оранж, Ним и Pont du Gard, Арль, Марсель, Генуя, Рим. Впечатления от увиденного в Pont du Gard отразились в наброске «Волшебная страна Italia»: «Там, где двумя рядами холмов означалась в сторо- не речная долина, голубели, перекинутые с одного ее края на дру- гой, около десятка больших, величавых арок. Всматриваясь, глаз открывал длинный ряд сквозных малых дуг, протянувшийся на по- мосте, образованном нижними сводами. Этот нежданный след и несомненная печать Рима, неизгладимо отметившего здесь свое властное и творческое присутствие, вызывает волнение, подобное тому, которое испытываешь, когда, неожиданно, отдаленное, зия- ющее рыкание возвестит присутствие льва. <…> Солнце садилось за развалины, светлые камни потемнели, и в резных полукружиях сводов торжественно сияло небесное золото. Арки, казалось, вме- щали в себя золотое поле, как в византийских храмах; фантазия 87 могла по воле наполнять их строгими и торжественными образами, подобными мозаичным ликам. <…> Кажется, что идут по этой до- роге легионы». Лето 1894 – посещает Ассизи по дороге из Рима во Флоренцию. Осень 1894 – живет во Флоренции. Весна 1895 – расходится с первой женой. 16 июля 1894 – встреча в Риме с Лидией Димитриевной Зи- новьевой (1865–1907), будущей второй женой; решающее объ- яснение произошло в Колизее: «Наш первый хмель, преступный хмель свободы / Могильный Колизей / Благословил» («Любовь и Смерть». Канцона, 1908). «Друг через друга нашли мы — каждый себя и более, чем только себя: я бы сказал, мы обрели Бога» («Ав- тобиографическое письмо») Осень 1895 – знакомство с Вл. С. Соловьевым (еще до личного знакомства Д. М. Иванова показала Соловьеву рукописную под- борку стихов Иванова). «С тех пор, в течение нескольких лет, я имел с ним важные для меня свидания, всякий раз как приезжал в Россию. Он был и покровителем моей музы, и исповедником моего сердца. В последний раз я виделся с ним месяца за два до его кончи- ны и принял его благословение дать своей первой книге заглавие: “Кормчие Звезды”» («Автобиографическое письмо»). 28 апреля 1896 – рождение в Париже дочери Лидии, впослед- ствии композитора, музыканта и мемуариста (ум. в Риме 6 июля 1985). Май 1896 – развод с Д. М. Дмитревской. Ноябрь 1897 – посещение Ассизи. «Границы души моей раз- двинулись от синих холмов родины Св. Франциска <..>. Вообще из того нашего путешествия мы вернулись сильно обновленны- ми, понимающими бесконечно глубже искусство, то есть высшую жизнь человечества. <...> Здесь в Италии чувствуем себя на ро- дине нашей духовной более, чем когда либо» (Зиновьева-Аннибал – Гревсу 17/29 янв. 1898). Мифопоэтический рассказ Вячеслава Иванова об откровении Софии-Премудрости в Ассизи, окружен- ном «кристаллом умбрских гор», лег в основу стихотворения «Кра- сота» – эстетического и философского манифеста, посвященного Вл. Соловьеву. Осень 1897 – конец 1898 – живет с семьей в Аренцано около Генуи. 1898 – по инициативе Вл. Соловьева публикует стихотворения «Дни недели» («Силой звездных чар, от века...») в «Вестнике Ев- ропы» (сентябрь) и «Тризна Диониса» («Зимой, порою тризн вак- хальных...») в журнале «Космополис» (ноябрь). Не позднее лета 1898 – пишет сонет «Любовь» («Мы два грозой зажженные ствола…»), посвященный Л. Д. Зиновьевой. Впослед- ствии этот текст станет магистралом первого венка сонетов. Июль 1899 – бракосочетание с Лидией Зиновьевой в греческой церкви в Ливорно. Летом публикует четыре сонета в «Вестнике Европы» и «Первую Пифийскую оду Пиндара» («О кифара золо- 88 тая!..») в «Журнале Министерства Народного Просвещения». Август 1899 – весна 1900 – пребывание в Англии. «За почти го- дичное наше пребывание в Англии усердно собирал, в лондонском Reading-Room при Британском музее, материалы для исследования религиозно-исторических корней римской веры во вселенскую мис- сию Рима» («Автобиографическое письмо»). Март 1901 – март 1902. Живет в Афинах. Весна (на Пасху) 1901 – поездка в Египет и Палестину. 1902 – «В Афинах, где я пробыл год, я уже всецело предаюсь изучению религии Диониса. Это изучение было подсказано настой- чивою внутреннею потребностью: преодолеть Ницше в сфере во- просов религиозного сознания я мог только этим путем» («Авто- биографическое письмо», 1917). Апрель 1902 – март 1905 – живет с семьей преимущественно в Женеве. Декабрь 1902 – выход в свет первой поэтической книги «Корм- чие Звезды. Книга лирики. СПб.». Отдельную часть книги состав- ляет цикл «Итальянские сонеты» (22 стихотворения), посвящен- ный древностям, городам и художникам Италии, эпиграфом ко всей книге были избраны строки из «Чистилища» Данте (Purg. XXVII 88–90). В рецензии на книгу (1903) Брюсов писал: «Вячеслав Иванов настоящий художник, понимающий современные задачи, работаю- щий над ними. Его стих – живое, органическое целое, самостоя- тельная личность. Автор верно выбирает для него рифмы, придаю- щие ему выражение лица. <...> Он понимает удельный вес слов, любит их, как иные любят самоцветные каменья, умеет выбирать, гранить, заключать в соответствующие оправы, так что они начи- нают светиться неожиданными лучами... Вместе с тем Вячеслав Иванов истинно современный человек, причастный всем нашим исканиям, недоумениям, тревогам». В другом месте (1911) Брюсов продолжал: «Ему <Иванову> равно близки все времена и страны, он собирает мед со всех цветов. Он владеет сонетом с изысканно- стью итальянских мастеров, его создателей; он строг и силен в тер- цинах, свободен и классически ясен в гекзаметрах и элегических дистихах <…>» Май – июнь 1903 – читает курс лекций по истории дионисийских культов в парижской Высшей русской школе общественных наук. «Там я познакомился с пришедшим на мою лекцию Валерием Брю- совым, уже рецензировавшим мою книгу стихов. Мережковский писал мне, прося дать лекции о Дионисе в «Новый Путь» («Авто- биографическое письмо», 1917). Март–июль 1904 – пребывание в Москве, общение с Брюсо- вым, Бальмонтом и другими символистами. С марта печатается в журнале «Весы». 1904 – выходит книга ВИ «Прозрачность. Вторая книга лирики. М. Скорпион». Начало сотрудничества с журналами «Новый путь» – здесь печатается историко-религиозный труд ВИ «Эллинская ре- 89 лигия страдающего бога», а также «Вопросы жизни» и «Весы». 1905 – Ивановы решают вернуться в Петербург. Начинается первый год Башни на Таврической, 25. «Осенью 1905 года Вячес- лав Иванович Иванов и … жена его Лидия Дмитриевна Зиновьева- Аннибал устроили у себя на Башне, — так называлась квартира их на Таврической на шестом этаже, — журфиксы по средам <...>. Поистине В. И. Иванов и Л. Д. Зиновьева-Аннибал обладали да- ром общения с людьми, даром притяжения людей и их взаимно- го соединения. Много талантливой энергии тратили они на людей, много внимания уделяли каждому человеку, заинтересовывались каждым в отдельности и заинтересовывали каждого собой, вводили в свою атмосферу, в круг своих исканий. Сразу же выяснилось, что В. И. Иванов не только поэт, но и ученый, мыслитель мистически настроенный, человек очень широких и разнообразных интересов <…> Все эти свойства очень благоприятны для образования цен- тра, духовной лаборатории, в которой сталкивались и формирова- лись разные идейные и литературные течения. И скоро журфик- сы по средам превратились в известные всему Петрограду, и даже не одному Петрограду, “Ивановские среды”, о которых слагались целые легенды. <…> Это была сфера культуры, литературы, но с уклоном к предельному. Мистические и религиозные темы стави- лись скорее, как темы культурные, литературные, чем жизненные» (Н. Бердяев, 1917). Башенные собрания посещают Блок, Андрей Белый, Сологуб, Мережковский, Розанов, Кузмин, Городецкий, Гумилев, Хлеб- ников, Бердяев, Эрн, Бакст, Сомов, Добужинский, Мейерхольд, Зелинский, Аничков и др. – писатели, мыслители, ученые, ху- дожники, музыканты, люди искусства и театра, практически все творческие силы Серебряного века. Собственно ивановский опыт жизни и творчества эпохи Башни воплотился в его книгах прозы – «По Звездам: статьи и афоризмы», СПб., 1909, и поэзии – «Cor Ardens». Ч. 1–2. СПб., 1911–12. 1906 – начало сотрудничества с журналом «Золотое руно». 1907 – поэтическая книга «Эрос». (СПб., Оры.). 1907-1910 – участие в деятельности петербургского Религиозно- философского общества; с весны 1909 руководит его Христиан- ской секцией. Весна 1909 – на Башне зачалась «Поэтическая академия», где ВИ читает лекции о стихе, в частности, о истории сонета, его ка- ноне и его различных формах. Присутствуют Гумилев, Мандель- штам, А. Толстой, Верховский, Е. Дмитриева (она подробно писала о лекциях Волошину) и др. По воспоминаниям Андрея Белого, ВИ, «вооруженный мелком перед черной доской», читал о ритме и ме- тре, превращая «вопросы просодия в мировые картины». Гумилев в письме Брюсову от 21 апреля 1909 признавал: «только теперь я начинаю понимать, что такое стих». В первых числах мая ВИ читает на Башне венок сонетов; «удивительно хорош», – сообщает свое впечатление об этом чтении Гумилев Кузмину 7 мая 1909. Вслед за 90 ВИ венки сонетов сочиняют Волошин (август 1909, 1913), Баль- монт (1915, 1920, 1924), Брюсов (1915, 1916, 1918), Меркурьева (1918), Усов (1921), Маковский (1921). C ранней весны, и особенно в августе – сентябре 1909, Маков- ский, Бенуа, Анненский, ВИ и Кузмин вырабатывают проект по созданию журнала «Аполлон». 24 октября 1909 – первый номер журнала «Аполлон», в нем напечатан сонет ВИ «Apollini» («Когда вспоит ваш корень гробо- вой...») – литературный манифест, личное мифопоэтическое ис- толкование гимнологического и художественного творчества, со- отнесенное с названием и программой журнала. В том же номере статья ВИ «Борозды и межи. I. О проблеме театра». Март – апрель 1910 – выступления в Москве и в Петербурге (Общество ревнителей худ. слова, выросшее из «Поэт. Академии») доклад о символизме, в печатном виде получивший название «За- веты символизма» (Аполлон, 1910, № 5). Доклад вызвал значи- тельную полемику. Февраль 1910 – «Венок сонетов: Из книги «Любовь и Смерть». Посвящается Л. Д. Зиновьевой-Аннибал» («Мы – два грозой за- жженные ствола…). – (Аполлон, 1910, N° 5). 1910 – в Петербурге выходит диссертация на латинском языке De societatibus vectigalium publicorum populi Romani: Общества государственных откупов в римской республике, в свое время в Германии ВИ не защищенной. Август – октябрь 1910 – во Флоренции и Риме. Весна 1912 – конец Башни. С семьей уезжает во Францию. 17 июля 1912 – рождение сына Димитрия, впоследствии писате- ля и журналиста (ум. в Риме 4 июня 2003). Осень 1912 – в Риме. Дружба с Эрном и споры с ним о католиче- стве и православии. Начинает переводить трагедии Эсхила. 1912 – последняя прижизненная книга стихотворений «Нежная тайна». (СПб.: Оры.). Осень 1913 – переезд в Москву на Зубовский бульвар, 25. Тес- ная дружба с Эрном, Флоренском, Гершензоном и Скрябиным. Участвует в деятельности Московского религиозно-философского общества. Входит в интеллектуальную среду вокруг издательства Морозовой «Путь» и журнала «Мусагет». 1914 – выходит книга «Алкей и Сафо: Собрание песен и лири- ческих отрывков в переводе размерами подлинников Вячеслава Иванова со вступительным очерком его-же». (М.: Издание М. и С. Сабашниковых). 26 апреля 1915 – сонет «Памяти Скрябина» («Осиротела Му- зыка. И с ней...») – (газета «Русское слово»). 14 октября 1915 – второй сонет «Памяти А. Н. Скрябина» («Он был из тех певцов (таков же был Новалис)...») – (газета «Русское слово»). 1915 – выходит книга «Петрарка. Автобиография. Исповедь. Сонеты. Перевод М. Гершензона и Вяч. Иванова». Памятники 91 мировой литературы. (Москва: Издание М. и С. Сабашниковых, 1915.) В книгу вошли 33 сонета из «Канцоньере». В том же из- дательстве готовился трактат Данте «Пиршество», прозаическую часть переводил В. Ф. Эрн, а стихотворную – ВИ. (опубл. в 2003). Январь 1916 –Два града. Венок сонетов из лирической трилогии «Человек» («Горят под прахом, пеплом, морем, льдом...») – жур- нал Русская мысль, книга I. 1916 – книга «Борозды и Межи: Опыты эстетические и крити- ческие». М.: Мусагет. Весна 1917 – гимн «Вперед, народ свободный» («Пока грозит свободе враг...»), предполагался в качестве официального гимна республиканской России. В том же году гимн положен на музыку Гречаниновым. 1917 – книга «Родное и Вселенское. Статьи (1914–1916)». М.: Изд. Г. А. Лемана и С. И. Сахарова. Здесь ВИ пишет: «Революция протекает внерелигиозно. Целостное самоопределение народное не может быть внерелигиозным. Итак, революция не выражает доны- не целостного народного самоопределения» (С. 185). Октябрь 1917 – в отличие от Блока и Андрея Белого не прини- мает Октябрьскую революцию. Сотрудничает с журналом «На- родоправство», где в декабре 1917 и феврале 1918 печатает цикл «Песни смутного времени». 1920 – цикл «Зимние сонеты» (13 сонетов) – Художественное слово: Временник литературного отдела народного комиссариата просвещения, 1920, N° 1. Отзыв Ахматовой: «...а вот то, что он мог в 1919 году, когда мы все молчали, претворить свои чувства в ис- кусство, вот это что-то значит». 26 марта 1920 – на руководимом им при Государственном инсти- туте декламации «Кружке поэзии» объясняет сонетный канон. 17 июня –19 июля 1920 – совместно с Гершензоном пишет «Пе- реписку из двух углов». Отзыв Кузмина на выход книга свет в том же году в изд. «Алконост»: «Иному эта переписка в 1920 г. может напомнить того ученого, упомянутого Плинием, который во время извержения занимался научными исследованиями, или константи- нопольских иерархов, не кончивших богословские споры, когда в Царьград входили уже турки, – но дело в том, что переписка ка- сается очень близко настоящей минуты, очень животрепещуща и насущно нужна». Весна и лето 1920 – попытка выехать из Советской России с се- мьей в Италию, одна из целей поездки – создание в Италии Ин- ститута русской литературы и искусства (письмо ВИ к Н. К. Круп- ской от 18 июля 1920); Особый отдел ВЧК разрешения на отъезд не дал. Осень 1920 – уехал с семьей на Кавказ и затем в Баку, где 19 ноября 1920 единогласно избран ординарным профессором клас- сической филологии Бакинского университета; среди читаемых им лекций курс «Данте и Петрарка». «Туда тянулись профессора, не желавшие под разнообразными наименованиями дисциплин пре- 92 подавать единый и единоспасающий марксизм» (Иванов – Франку, 1947). 1921 – защищает докторскую диссертацию «Дионис и Прадио- нисийство» (опубл. в 1923). Своему ученику Альтману говорит: «Проклинать я не хочу, я рожден благословлять, а благословлять я уже здесь ничего не могу. Я когда писал, на меня нисходило великое веселие, ибо я в подъе- ме, в мажоре творю. Последние же мои “Зимние сонеты”, когда я пытался описывать то, что я теперь вижу, были слишком мрачны. Но дальше нужно молчать. Мы дошли до такой грани, когда уже не следует ничего говорить. Только молчать». Новая встреча с Хлеб- никовым в Баку. Между 15 и 20 июня 1924 – новая встреча с Мандельштамом. Июнь – август 1924 – выступает на юбилейных пушкинских тор- жествах в Москве в Большом театре и ГАХНе. Последняя встреча с Брюсовым. Получено разрешение на отъезд за границу с семьей. По проекту Луначарского, П. Когана и самого ВИ, одной из задач последнего в Италии должно было стать основание в Риме Русской Академии или Института археологии, истории и искусствоведения. Накануне отъезда «к ВИ со всех сторон стали стекаться люди для наставления, для интеллектуального и душевного укрепления. Помню, как однажды незадолго от отъезда ВИ., я, спеша к нему для подписи каких-то бумаг для каких-то разрешений, почти бегом на- правлялась в Це-Кубу, где ВИ жил как почетный гость. Еще изда- ли увидела я длинную, извивающуюся людскую “очередь”; она на- чиналась у двери, ведущей в комнату ВИ, тянулась через коридор, спускалась по небольшой лестнице и терялась где-то в саду. “Здо- рово (мелькнуло у меня в голове), очередь за словом поэта, точно за хлебом или сахаром”. Приблизившись, я увидела среди толпы Пастернака. Он, слегка склонившись, что-то карандашом чертил в записной книжке. “Зачем Вы здесь стоите, Боря?” — подошла я к нему. Он вскинул свое смуглое лицо белого араба, сверкнул свои- ми пронзительными, темными, с безуменкой, глазами: — “Зачем стою? — отозвался он грудным, немного театральным голосом, — пришел сюда со своими техническими сомнениями, да и не только техническими”» (О. Шор к Степуну от 30 июня 1963). 28 августа 1924 – отъезд из Москвы. «Осуществлялось, нако- нец, страстное желание Вячеслава: — “Я еду в Рим, чтобы там жить и умереть”» (Л. Иванова. Воспоминания). Начало сентября 1924 – приезд в Венецию и затем Рим. 21 октября 1924 – «увлекаюсь римскими фонтанами, и мы жи- вем сами близ фонтана Тритона и на улице четырех фонтанов» (Иванов – Ал. Н. Чеботаревской). 25 ноября 1924 – посылает первые семь «Римских сонетов» для журнала «Беседа» в Сорренто к Горькому и Ходасевичу. 29 ноября 1924 –«Прекрасные стихи Ваши получил, примите мою сердечнейшую благодарность, Мастер!» (Горький – Ивано- ву). Цикл принят для публикации, однако в «Беседе» они свет не 93 увидели, так как журнал прекратил существование. 1 декабря 1924 – начинает писать дневник: «Итак, мы в Риме. Мы на острове. Друзья в России – rari nantes in gurgite vasto. <“Редкие пловцы в безмерной стремнине”, цитата из Энеиды I, 18 Вергилия>. Чувство спасения, радость свободы не утрачивают сво- ей свежести по сей день». 2 декабря 1924 – «Утром под Римом серая мгла, солнце за пе- плом, в пепле Купол; широкко яростно обрывает желтые листья; мгновенные порывы дождя, даже несколько градит, — и очень теп- ло. Написал Fontana delle Tartarughe <Фонтан Черепах – ит.>. Не- устанная дума о нашей революции, и распространении пропаганды, о завтрашнем дне Европы <…>» (дневник). 10 декабря 1924 –«Рад, что “Римские Сонеты” Вам по душе. Досылаю еще два для первого цикла — не только для того, чтобы исполнить число Муз (ибо с присланными их будет девять), но и по более существенным соображениям: эти два опять говорят о фон- танах, и с ними весь первый цикл будет полнее, сочнее, красочнее» (Иванов – Горькому). 22 марта 1925 – рассказывает о переживаемом культурном кри- зисе в письме к Степуну; идеи Вл. Соловьева и Достоевского в эми- грации делаются для ВИ еще актуальнее: «C Вами говорит посто- янный в своей долгой как жизнь страсти любовник гуманизма. И вот, этой страсти, почти тождественной с жизнью, я, кажется, уже не нахожу в себе — под небом Рима! Другая страсть, другой Эрос ее вытесняет из души — медленно, но верно. Опомнившись от dies irae революции, находишь в душе укорененными несколько пове- лительных заветов. Они оглушительны, но не отчетливы и слова им не вполне адекватны. “Вы все еще спите и почиваете? Настал час... умей оторваться... русская душа — l’onda dal mar divisa — успо- каивается только в деле вселенском!”». 14 марта 1926 – подает в Конгрегацию Восточных церквей об- ращение с просьбой разрешить ему соединиться с Католической церковью в соборе Св. Петра в Риме и принести исповедание веры по соловьевской формуле: «Как член истинной и досточтимой пра- вославной восточной церкви или греко-российской Церкви, гово- рящей не устами антиканонического синода, и не чрез чиновников светской власти, но голосом великих Отцов и Учителей, я признаю верховным судьей в деле религии <...> апостола Петра, живущего в своих преемниках <...>». 17 марта 1926 – совершает акт приобщения к Католической церкви в соборе Св. Петра в Риме, произнеся Символ веры и фор- мулу присоединения. Осень 1926 – лето1934 – в Павии в Колледжо Борромео ра- ботает лектором английского, французского и немецкого языков, в Павийском университете ведет курс русского языка и литературы. Сходится с ломбардским кружком, в который входили П. Тревес, С. Ячини, А. Казати и герцог Галларати-Скотти. В Павию к ВИ при- езжают М. Бубер, Ш. Дю Бос, А. Пеллегрини, Ф. Ф. Зелинский. 94 Январь 1926 – читает лекции в университете на тему «Русская церковь и религиозная душа народа», «Тезис и антитезис: западни- ки и славянофилы», «Толстой и Достоевский», «Владимир Соло- вьев и современники» (материалы лекций утрачены). 10 февраля 1927 – сочиняет сонет «Слово-Плоть» (название в окончательной редакции ок. 1935 г. – «Язык»), хронологически последний манифест ВИ. 26 октября 1927 – спорит с Е. Шором о единстве Европы: «Для Вас Россия — “внеевропейская страна”, Европа, — она же и куль- тура, — создание германских племен по преимуществу. <...> Для меня культура — грекоримское растение. Оно дает два ростка: ев- ропейский Восток и европейский Запад. Исконная (народная) рус- ская культура — подлинная, античная, византийская культура, хотя в состоянии относительной стагнации. Западно-европейская куль- тура едина и жива во всех племенах, некогда романизированных. Германские племена, никогда не романизированные, приобщены к истории не менее издавна, хотя доселе ей антитетичны в ее преде- лах. Русское назначение не охранять “насаждения” (кстати, Россия сама европеизировалась, когда захотела, никто ее не “европеизи- ровал”, как Индию или Китай), но упразднить критический modus современной европейской культуры, заменить его органическим, что ей одной возможно, ибо она одна сохранила залежи стародав- ней органической культуры. Кстати, большевики также хотят орга- нической культуры, и только в этом смысле неверны современной европейской культуре». Осень 1928 – пишет в Риме 1 главу «Повести о Светомире Ца- ревиче», которую в 1938 назовет своим «завещанием поэта и хри- стианского мыслителя». 15 октября 1930 – заканчивает «Письмо к Дю Босу» на франц. языке, подводя итоги десятилетия, прошедшего с создания «Пере- писки из двух углов». Найденный в «Письме» символический образ «дышать обоими легкими» (означающий недостаточность только одной – римско-латинской или византийско-славянской духовной традиции для вселенского воплощения христианства как на инди- видуальном, так и на общецерковном уровне) получил всемирную известность. 1931 – статья «Историософия Вергилия» на немецком языке в швейцарско-немецком журнале «Корона». Эта публикация знаме- нует начало активного сотрудничества с журналом. 1932 – в Тюбингене выходит книга «Достоевский: Трагедия- Миф-Религия», переведенная на немецкий яз. А. Креслером. 1933 – специальный выпуск миланского журнала Il Convegno. Rivista di letteratura e di arte (№ 8-12), посвященный ВИ. В жур- нале объединились представители христианской гуманистической науки – Г. Марсель, Э. Р. Курциус, Г. Штейнер – и русские эми- гранты, нашедшие применение своим знаниям и квалификации в западноевропейских странах – Степун, Зелинский, Оттокар, Ган- чиков. Здесь же напечатаны автопереводы на итальянский первого 95 и девятого из „Римских сонетов“. Март 1934 – встреча с Кроче – «драматическо-острый, време- нами яростный диалог». Март 1936 – осень 1939 – поселяется в Риме с семьей на виа Монте Тарпео, 61, практически на Капитолийском холме, откуда открывается вид на Форум и Колизей. «Что он поселился на Тар- пейский скале, не удивляло, а скорее радовало – как некий закон- ченный штрих в образе Поэта» (Добужинский). С 1936 преподает в папской коллегии (семинарии) «Руссикум» и «Папском Восточном институте» церковнославянский язык, читает лекции по русской литературе, в частности, о Достоевском. Ноябрь 1936 – в парижских «Современных записках» (книга 62) полностью публикуется цикл «Римские сонеты». С этого но- мера стихотворения и проза ВИ печатаются практически в каждом выпуске журнала. 9 февраля 1937 – читает доклад о романе «Евгений Онегин» на Пушкинском вечере в Риме, организованный итальянским Инсти- тутом Восточной Европы, на вечере участвует Э. Ло Гатто. Весна 1938 – на частной аудиенции у папы Пия XI говорит, что не надеется на примирение церквей «в ближайшее, наше время, в наш век» (О. Дешарт-Шор). 1941– 1945 – составил введение и примечания к Деяниям и По- сланиям Апостолов, а также Откровению св. Иоанна для издания Конгрегации Восточных церквей, в изд. 1946 г. это авторство не обозначено. 1944 – в оккупированном нацистами Вечном городе года создает поэтический «Римский дневник 1944 г.», всего 114 стихотворений. Это последняя лирическая книга ВИ. 18 мая 1947 – «мой приход в строгом смысле этого слова — цер- ковь св. Антония Великого – при русской Духовной академии, Кол- легиум Руссикум, где по-русски совершается богослужение, в боль- шие праздники с архиереем, и Верую поется без слов “и Сына”. Из таких мест Рима многовековая жизнь Церкви невольно представ- ляется длинным, длинным шествием вроде крестного хода, в истоке которого до селе идут первосвидетели Христовы. Трудно любящему Христа не примкнуть к этому шествию верных. Много темного дея- лось на пути его, но оно не прекращается и неповрежденною хранит веру» (Иванов – Франку). 1948 – 1949 – работа над введением и комментарием к изданию Псалтири на старославянском и русском языках для Конгрегации Восточных церквей. В 40-е годы ВИ также переводит на церков- нославянский и русский языки ряд католических молитв и богослу- жебных текстов для Общества Иисуса. 16 июля 1949 – умирает в своей квартире в Риме на Авентине, ул. Леон-Баттиста Альберти, 25. Накануне заново переписал цикл сонетов «De Profundis amavi!», новый сонет символически завер- шается строкой – «Рассекла Смерть секирой беспощадной». Составитель А. Б. Шишкин Помоги нашему сайту на расходы за сервер и качай торренты НЕОГРАНИЧЕННО!Пожертвовать 100 ₽ ![]() Или 2204 1201 2214 8816, с комментарием "Помощь трекеру" Связь с администрацией |
Страница 1 из 1 |
![]() |