Главная| Трекер ▼| Поиск| Правила| FAQ| |
Автор | Сообщение |
---|---|
Искра
Модератор ![]() Сообщения: 30721 ![]() |
Изучение литературного произведения в школе
![]() Год: 1966 Автор: Гуковский Г.А. Жанр: методологические очерки Издательство: Просвещение Язык: Русский Формат: DjVu Качество: Отсканированные страницы Интерактивное оглавление: Нет Количество страниц: 266 Описание: Завершённая в 1947 году работа Гуковского "Изучение литературного произведения в школе" не была в своё время напечатана и появилась лишь в 1966 в издательстве "Просвещение". Сегодня она представляет интерес не для педагогов, а для литературоведов, поскольку в этой книге намечены принципы научного подхода к произведению искусства. Именно в этом её ценность. Гуковский, Григорий Александрович (1902-1950) — выдающийся советский литературовед. Специалист по истории русской литературы XVIII и XIX вв., пушкинист. Близок к формалистам. Основные исследования: "Очерки по истории русской литературы и общественной мысли XVIII века" (1938), "Русская литература XVIII века" (1939), "Пушкин и русские романтики" (1946), "Пушкин и проблемы реалистического стиля" (1957), "Реализм Гоголя" (1959). Среди учеников — Ю. Лотман, И. Серман и др. В гимназические годы он пережил увлечение символистской культурой. В 1918 поступил на историко-филологический факультет Петроградского университета, преподаватели отмечали его эрудицию и интерес к науке. В 1923 году закончил факультет общественных наук Ленинградского университета, в том же году стал преподавателем в средней школе № 51 города Ленинграда, расположенной на улице Правды (работал до 1928 года). С 1924 по 1930 год — старший научный сотрудник в Государственном институте истории искусств. С 1930 по 1935 год — доцент, а затем профессор в Коммунистическом институте журналистики. С 1935 — профессор в ЛГУ, затем заведующий кафедрой русской литературы. Одновременно с 1931 по 1941 является старшим научным сотрудником Института литературы АН СССР. В 1934 году в Пушкинском доме была сформирована группа по изучению русской литературы XVIII века, с первого дня возглавленная Гуковским. Выдвинул модель социологической интерпретации русской литературы XVIII столетия. В своей научной трилогии "Пушкин и русские романтики", "Пушкин и проблемы реалистического стиля", "Реализм Гоголя" Гуковский совершил своего рода путь от марксизма к гегельянству, выстроив всецело телеологическую модель истории русской литературы. Под традиционную историко-литературную схему "классицизм — романтизм — реализм" он подвел триаду "государство — личность — народ", в которой народная литература реализма естественным образом выступает в роли диалектического синтеза двух предыдущих стадий. В 1933 году был принят в Союз писателей СССР. С 1937 года — заведующий кафедрой литературы Ленинградского института усовершенствования учителей, с 1938 — заведующий сектором ЛО Академии педагогических наук. В октябре 1941 года был арестован по обвинению в контрреволюционной агитации, в конце ноября освобожден "за недостатком улик". Пережил первую блокадную зиму Ленинграда, в марте 1942 года эвакуировался вместе с университетом. В эвакуации читал лекции в Саратовском университете, затем становится проректором по научной работе в этом же университете. Некоторое время преподавал в ГИТИСе, в Ленинград вернулся лишь в 1948 году. В июле 1949 года был арестован в рамках "борьбы с космополитами". Умер в апреле 1950 от сердечного приступа в московской тюрьме Лефортово. Методическое наследство Г.А.Гуковского 5—23 Глава первая 24—27 1. Что дала и чего еще не дала методика школе 24—26 2. О каких проблемах пойдет речь в книге 26—27 Глава вторая 28—45 1. Какие опасности подстерегают учителя при противопоставлении или сближении жизни, изображенной в произведениях классиков, с современной жизнью 28—32 2. Что такое "наивный реализм"в восприятии литературы, в чем его достоинства и недостатки 32—34 3. Как должен учитель руководить чтением учащихся 34—39 4. Что такое "чтение по объекту" и почему оно мало воспитывает учащихся 39—42 5. О чем учителю надо говорить с учениками при изучении литературы и что им ясно и без него 42—45 Глава третья 46—73 1. Почему необходимо целостное изучение литературного произведения и в чем пороки механического разъединения произведения на части 46—52 2. Что дает и чего не дает школе литературоведческая наука 52—69 3. Почему формализм и вульгарный социологизм — две стороны одной медали 69—73 Глава четвертая 74—90 1. В чем принцип методического единства в изучении произведения 74—79 2. Почему нужно "простое" непредвзятое "читательское" восприятие литературы 79—86 3. Какие преимущества дает учителю знакомство с "техническими вопросами" искусства 86—90 Глава пятая 91—99 1. Почему недостаточно "простого непредвзятого чтения" 91—97 2. От знания текста к историко-литературному комментарию и от него к анализу 97—99 Глава шестая 100—131 1. Почему необходимо изучать художественное произведение во всей полноте его компонентов и каковы критерии их отбора 102—116 2. Четыре положения, существенные при анализе литературных произведений 116—131 а) включение произведения в круг других произведений, аналогичных по творческому методу 116—119 б) определение исторической и индивидуальной «характерности» произведения и его элементов 119—122 в) возможность продемонстрировать особенности художественного метода на любой части и компоненте произведения 122—127 г) вопрос о сходности, повторяемости деталей и сюжетов; «заимствования» в литературе 127—131 Глава седьмая 132—142 1. Еще раз о целях изучения литературы в школе 132—136 2. Как мы можем, сами того не желая, приучить учащихся к краснобайству и мещанскому эстетству 136—142 Глава восьмая 143—160 Как направить внимание учащихся к деталям разбираемого произведения: а) иноязычная лексика в первой главе "Евгения Онегина" 143—153 б) переносы, перебои ритма в "Медном всаднике" 153— 160 Глава девятая 161—202 Как характеристика героев произведения раскрывает идеи писателя: а) царь Борис в трагедии Пушкина 162—167 б) Германн в «Пиковой даме» 167—182 в) "Старосветские помещики" Гоголя 182—202 Глава десятая 203—266 1. К чему приводит сведение анализа произведения к сумме характеристик 203—211 2. Об исторической обусловленности "засилия" изучения образов героев 211—219 3. Как надо разбирать "Тараса Бульбу", чтобы осознать повесть как единое целое, а не сумму отдельных образов-характеристик 219—261 4. Учить не тому, что легко школьникам, а тому, что им доступно, хотя и трудно, вести их от менее сложного к более сложному, к более трудному 261—264 5. Научить учащихся понимать тайны искусства — основная задача преподавания литературы 264—266 Сканирование и DjVu: Ewgeni23 Помоги нашему сайту на расходы за сервер и качай торренты НЕОГРАНИЧЕННО!Пожертвовать 100 ₽ ![]() Или 2204 1201 2214 8816, с комментарием "Помощь трекеру" Связь с администрацией |
Страница 1 из 1 |
![]() |
|