Главная| Трекер ▼| Поиск| Правила| FAQ| |
Автор | Сообщение |
---|---|
Искра
Модератор ![]() Сообщения: 30721 ![]() |
Проблемы осетинского нартовского эпоса (Сборник статей)
![]() Год: 2000 Автор: Разные авторы Составитель-редактор: Хамицаева Т.А. Жанр: Научные статьи (фольклористика) Издательство: Отпечатано в ГУП «Кавказская здравница» ISBN: не указан Язык: Русский Формат: DjVu Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста Интерактивное оглавление: Нет Описание: ОТ СОСТАВИТЕЛЯ-РЕДАКТОРА Народы Кавказа имеют богатую историю и самобытную культуру. Эта многовековая история, во многом схожий быт, обычаи и, безусловно, наличие в духовной культуре героического нартовского эпоса — эпоса с общими героями, общими сюжетами и вместе с тем со своими национальными особенностями, роднит и объединяет их. Нартовский эпос попал в поле зрения русских ученых во второй половине XIX в. Осетинские тексты были опубликованы стараниями А. Шифнера и Вс.Ф. Миллера, ими же переведены на русский язык и комментированы С начала XX века осетинские нартовские сказания многократно записывались в разных ущельях Осетии отдельными энтузиастами-собирателями, представителями первого поколения осетинской интеллигенции; а с образованием в 1919 году Осетинского историко-филологического общества -особенно после открытия на базе Общества Северо-Осетинского НИИ — работа была поставлена на твердую научную основу. С 20-х гг. нартовский эпос осетин становится предметом пристального внимания не только российских ученых, но и зарубежных. В результате появилась самостоятельная область фольклористики — нартоведение. Однако далеко не все проблемы нартовского эпоса получили освещение в науке, а многие из них стали спорными, ввиду разных взглядов авторов, разных подходов к одной и той же проблеме, ото видно и в предлагаемом сборнике, в частности это касается проблемы инцеста в нартовском эпосе Т. А Гуриев в статье «Заметки о скандальном браке в Нартиаде сближает осетинскую версию сказания о браке между сестрой Сатаной и ее братом Урызмагом с древнеиндийскими легендами о Яма и Ями; здесь же предпринимается автором попытка датировать данное сказание. В другой статье («О значении термина кавдасард Т. А Гуриев возвращается к проблеме внутренней формы слова «кавдасард, обосновывает свою этимологию. В реплике «К проблеме Нартиады» Т. А Гуриев отвечает на критическое выступление М. Г. Аутлева. Оригинальную гипотезу о влиянии на формирование образа Батраза не языческого (традиционная точка зре!шя), а христианского начала, связанного с историей аланских монахов-отшельников во главе с Багдрасом в конце I — нач. II в. н. э., а также иранскую этимологию имени этого героя высказал А. А. Туаллагов в статье «Нартовский Батраз и история христианства у алан». Ю. Гаглойти в своей статье «Осетино-абхазские нартовские параллели?’ на большом сравнительном материале исследует проблему связей осетинской и абхазской версий нартовского эпоса и приходит к выводу об их значительной общности ввиду большого количества схождений в сюжетном составе, этнографических реалий и в ономастике. Идеология нартовского общества, нравственные устои его рассматриваются в статье Ш.Ф. Джикаева «Нæртон лæг æмæ нæртон намыс» («Нартовский человек и нартовская слава»). Он использует большой фольклорный материал, а также работы античных и других древних авторов о скифо-сармато-аланском мире и более поздних этнографов и историков, в которых затрагивается упомянутая выше проблема. Идеалы нартов сравниваются с идеалами рыцарства и Гомеровского эпоса. Актуальным представляется в этой статье то, что автор соотносит выявленные им в нартовском эпосе нравственные ценности с присущими современному осетинскому обществу. З. М. Салагаева в статье «О мифологических мотивах в нартовском эпосе? обобщила большой материал из опубликованных ранее работ (В. Абаева, Вс. Миллера, Ж. Дюмезиля, Т. Гуриева и др.), подтверждающих генетическое родство осетин со скифами, сарматами, аланами. Вместе с тем, как подчеркивает автор, многие образы, сюжеты, мотивы мифологии в нартовском эпосе осетин имеют параллели в мифологии и фольклоре абазинцев, адыгейцев, ингушей, кабардинцев, карачаевцев, сванов, чеченцев, черкесов, что свидетельствует о давних культурных связях этих народов. Эстетическим особенностям нартовского эпоса посвящена статья Р. Я. Фи даровой «Эстетика нартовского эпоса». В этом аспекте нартовский эпос анализируется впервые. В статье раскрывается сложная диалектика связи эпического характера с реальной действительностью, рассматриваются эстетические особенности «реализма как специфического художественного метода». Ценный материал для изучения традиционного этикета общения осетин дает нартовский эпос. Этой теме посвящена статья Ф. М. Таказова «Сказания о нартах как источник изучения традиционного общения осетин», в которой он рассматривает нормы межвозрастного, межполового общения, нормы приветствий и благоположений и др. Нартовский эпос является неисчерпаемым источником вдохновения для деятелей осетинской литературы и искусства. Автор статьи «Эпический мир в романе Н. Джусойты «Слезы Сырдона» И. В. Мамиева рассматривает художественный опыт обращения писателя к области мифоэпического как особого, символического ряда образности, который служит выражению социально-философской концепции автора; утверждает право художника на творческую интерпретацию фольклорных прототипов, эпического мироздания в целом. В статье З. Албеговой «Склеп Софии нартовского эпоса» делается попытка на основании текстов эпоса, исторических и археологических источников определить местонахождение эпического храма Софии, в котором по осетинским нартовским сказаниям, был похоронен нарт Батраз. В отличие от устоявшейся точки зрения (эпический храм св. Софии, в Константинополе), автор высказывает предположение о том, что речь в осетинском эпосе идет о Нузальской часовне, расположенной в Алагирском ущелье. Сборник рассчитан на филологов, а также тех, чьи научные интересы соприкасаются с проблемами нартовского эпоса. Гаглойти Ю. С. Осетино-абхазские нартовские параллели. Гуриев Т. А. Заметки о скандальном браке в Нартиаде. Гуриев Т. А. Социальный термин «кæвдæсард». Значение и этимология. Джыккайты Ш.Ф. Нæртон лæг æмæ нæртон намыс. Джикаев Ш. Ф. Человек и нравственность в нартовском эпосе. Мамиаты И. Нæртон дуне Джусойты Нафийы роман «Сырдоны цæссыгты». Мамиева И. В. Эпический мир в романе Н. Джусойти «Слезы Сырдона». Салагаева З. М. О мифологических мотивах в осетинском нартовском эпосе. Фидарова Р. Я. Некоторые эстетические особенности нартовского эпоса. Таказов Ф. М. Сказания о нартах как источник изучения традиционного этикета общения осетин. Туаллагов А. А. Нартовский Батраз и история христианства у алан. Албегова З. Х.-М. Склеп Софии нартовского эпоса. Гуриев Т. А. Письмо в редакцию. К проблеме собственных имен Нартиады. Помоги нашему сайту на расходы за сервер и качай торренты НЕОГРАНИЧЕННО!Пожертвовать 100 ₽ ![]() Или 2204 1201 2214 8816, с комментарием "Помощь трекеру" Связь с администрацией |
Страница 1 из 1 |
![]() |
|