Главная| Трекер ▼| Поиск| Правила| FAQ| |
Автор | Сообщение |
---|---|
Искра
Модератор ![]() Сообщения: 30721 ![]() |
Клавдий Птолемей. Гармоника в трех книгах. Порфирий. Комментарий к «Гармонике» Птолемея
![]() Год: 2013 Тираж:300 экз Автор: Клавдий Птолемей, Порфирий Переводчик: В. Г. Цыпин Издательство: Научно-издательский центр "Московская консерватория" ISBN: 978-5-89598-288-4 Язык: Русский Формат: DjVu Качество: Отсканированные страницы Интерактивное оглавление: нет Количество страниц: 456 Описание: «Три книги по гармонике», т. е. три книги Птолемея о гармонии, если бы создавались сегодня, скорее всего, были бы названы просто «Гармонией». Сегодняшняя гармония, будучи одной из дисциплин музыковедческого цикла, занята прояснением категории, имеющей то же название, и изучением подлежащих ей явлений в музыке. Само собой разумеется, ей подлежат явления не только в музыке, но и за ее пределами, и даже за пределами искусства; тем не менее, для современного сознания гармония едва ли составляет нечто большее, нежели эстетическую категорию. Однако Птолемей, живший порядка восемнадцати веков назад, тут с нами бы не согласился. Вполне возможно, он бы сказал, что музыка — это, конечно, хорошо, как и скульптура, танец, да и многое еще; но разве это такие вещи, без которых нельзя было бы существовать? Ведь многие без них обходятся. А вот без гармонической силы, придающей стройность и соразмерность в том числе и музыке, в первую же очередь — небесным круговращениям, государствам, законам и душам отдельных людей, даже если они ничего не знают о такой силе, — без нее действительно нельзя существовать. Поэтому гармония у Птолемея — не только эстетическая, но и онтологическая категория, и науку о ней лучше по-прежнему, на старинный лад, именовать гармоникой (по аналогии с арифметикой — наукой о числах, грамматикой — наукой о письменах, или риторикой — наукой о речах). Как раз ради знания о существующей в мире силе, действие которой мы постоянно ощущаем на себе, написан Птолемеем замечательный и даже уникальный в своем роде труд. Спустя столетие за обширный комментарий к «Гармонике» взялся Порфирий, которого уже привлекали иные — как стали говорить позднее, гносеологические — проблемы, лишь мимоходом затронутые Птолемеем. Каковы критерии («мерила») гармонии? Как формируются суждения о ней? Какую роль играют при этом главные силы нашей души: разум и чувство? В тексте Порфирия содержатся все основные материалы, относящиеся к многовековой истории полемики между канониками и гармониками — античными рационалистами и сенсуалистами. (Кстати, нельзя сказать, что этот спор благополучно разрешен и кто-то в нем поставил точку.) Кроме цитирования огромного количества источников, есть у Порфирия и страницы собственного философского творчества весьма высокого уровня. Оба трактата — Птолемея и Порфирия — сведены в данном издании в единый текст (основания для такого слияния, наряду с указанием публикаций, по которым делались переводы, и другими материалами служебного характера, изложены в комментариях, составляющих вторую часть книги). «Гармоника» Птолемея набрана шрифтом с засечками, «Комментарий» Порфирия — рубленым шрифтом, более мелким кеглем и с отступом. Цифры на полях отсылают к страницам критических изданий Ингемара Дюринга От переводчика 5 Клавдий Птолемей. ГАРМОНИКА Порфирий. КОММЕНТАРИЙ К «ГАРМОНИКЕ» ПТОЛЕМЕЯ [Предисловие Порфирия] 7 КНИГА ПЕРВАЯ 1. О критериях в гармонике 11 2. Какова задача гармоника 30 3. Как возникает высота звучаний 39 4. О звуках и их различиях 88 5. По поводу основоположений, принимаемых пифагорейцами для консонансов 101 6. О том, что пифагорейцы недолжным образом обосновывали консонансы 115 7. Как более здраво определять отношения консонансов 123 8. Как с непреложностью продемонстрировать отношения консонансов на однострунном каноне 132 9. О том, что аристоксеники неправомерно измеряют консонансы расстояниями, а не звуками 138 10. О том, что они неверно полагают, будто в квартовом консонансе два с половиной тона 145 11. Как показать и при помощи чувства, что октава меньше шести тонов, на восьмиструнном каноне 151 12. О разделении родов и тетрахордов в каждом роде по Аристоксену 156 13. О разделении родов и тетрахордов по Архиту 162 14. Доказательство того, что ни то, ни другое разделение не придерживается подлинной эммелики 165 15. О разделении тетрахордов по родам на основании разума и в согласии с чувственным представлением 168 16. Какие роды более привычны для слуха и сколько их 180 КНИГА ВТОРАЯ 1. Как отношения привычных родов могут быть получены и с помощью чувства 185 2. Об использовании в качестве канона инструмента под названием геликон 195 3. О видах первых консонансов 201 4. О полной системе, а также о том, что единственная такая система — двойная октава 206 5. Как получаются названия звуков в зависимости от положения и от функции 210 6. Почему величина, состоящая из октавы с квартой, стала считаться полной системой 215 7. О метаболах по так называемым «тонам» 223 8. О том, что границей для крайних ладов должна быть октава 227 9. О том, что должно быть лишь семь ладов — по числу видов октавы 229 10. О том, как правильно получать для ладов избытки 231 11. О том, что не следует располагать лады по полутонам 233 12. О недостатках однострунного канона 235 13. О том, как Дидим Музыкант задумал усовершенствовать канон 238 14. Изложение чисел, образующих разделение октавы в неизменном ладе по каждому из родов 242 15. Изложение чисел, образующих в семи ладах разделения привычных родов 245 16. О том, что звучит на лире и кифаре 255 КНИГА ТРЕТЬЯ 1. О возможностях полного использования и исследования отношений с помощью пятнадцатиструнного канона 257 2. Способы разделения вплоть до двойной октавы с помощью восьми только звуков 261 3. К какому роду относить гармоническую силу и науку о ней 267 4. О том, что гармоническая сила присутствует в любой высшей природе, но проявляется более всего посредством человеческих душ и небесных круговращений 269 5. О соответствии консонансов главным различиям души (со всеми их видами) 271 6. Сопоставление гармонических родов и родов главных добродетелей 273 7. О подобии гармонических метабол спонтанным переменам в душах 275 8. О подобии полной системы кругу, проходящему среди созвездий зодиака 276 9. О подобии консонансов и диссонансов в музыкальной гармонии и в зодиаке 278 10. О том, что движению звезд по долготе соответствует поступенность в звуках 280 11. Каким образом движение звезд по высоте сопоставляется с родами в гармонии 281 12. О том, что перемещениям звезд по широте соответствуют ладовые метаболы 282 13. О соответствии тетрахордов конфигурациям с Солнцем 283 14. В каких первых числах могли бы сопоставляться постоянные звуки полной системы с главными космическими сферами 284 15. Каким образом отношения родственных движений могли бы представляться в числах 285 16. Каким образом сочетания планет могли бы сопоставляться с сочетаниями звуков 286 ПРИЛОЖЕНИЕ Монах Варлаам. Опровержение на три главы, добавленные к последним заголовкам третьей книги «Гармоники» Птолемея 288 КОММЕНТАРИИ Предисловие 305 «Гармоника» Птолемея в конспективном изложении 313 От гармоники к гармонии 338 Роды мелоса как характерная особенность античной музыки и раздел гармоники 355 Учение о ладах 369 Основные термины и понятия гармоники Птолемея 405 Именной указатель 429 Предметный указатель 432 Список основных разночтений с критическими изданиями Птолемея и Порфирия, выполненными Ингемаром Дюрингом в 1930/32 гг. 440 Литература 449 Помоги нашему сайту на расходы за сервер и качай торренты НЕОГРАНИЧЕННО!Пожертвовать 100 ₽ ![]() Или 2204 1201 2214 8816, с комментарием "Помощь трекеру" Связь с администрацией |
Страница 1 из 1 |
![]() |
|