Регистрация ·  Логин: Пароль: Запомнить   · Забыли пароль?




Ответить на тему
Автор Сообщение

Модератор
Аватара пользователя

С нами: 11 лет 3 месяца
Сообщения: 30721
Россия

Сообщение 20 июл 2015, 15:28 

[Цитировать]

Введение в теоретическую физику


Год: 1933
Автор: Тимирязев А.К.
Жанр: физика
Издательство: Государственное технико-теоретическое издательство (ГТТИ)
Язык: Русский
Формат: DjVu
Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста
Количество страниц: 441
Описание: В Советском Союзе в 1920-х - начале 1930-х годов ряд физиков выступали с резкой критикой основных положений теории относительности Эйнштейна. Одним из них являлся профессор Аркадий Климентьевич Тимирязев (1880-1955) (сын известного академика и естествоиспытателя). Под его редакцией в 1922 году была переведена на русский язык и опубликована классическая работа Филиппа Ленарда "О принципе относительности, эфире, тяготении (Критика теории относительности)" [Über Relativitätsprinzip, Äther, Gravitation]. В последствие Тимирязев А.К. был зашельмован эйнштейнианцами, занявшими руководящие посты в официальной советской науке. Его теоретические опровержения специальной и общей ТО стали раритетом, так как повсеместно изымались из библиотек.
Из предисловия профессора А.К. Тимирязева к данному учебному пособию:
Предлагаемый вниманию читателя курс: «Введение в теоретическую физику» вырабатывался в течение более чем десяти лет. Строго говоря, это — не курс лекций, так как постепенно, по мере разработки самого содержания, из года в год метод преподавания изменялся, причем центр тяжести переносился все больше и больше на самостоятельную работу студентов в аудитории. План каждого занятия составлялся обыкновенно следующим образом. Лектор излагал в начале занятия основные положения изучаемого вопроса, попутно ставя вопросы всей аудитории, и на этой основе задавал для самостоятельной проработки конкретные примеры, которые тут же решались студентами с помощью лектора. Полученные результаты сообща обсуждались, причем обсуждались и отдельные промахи (конечно, анонимно) и указывались способы, как, по возможности, избежать подобных промахов в дальнейшем. В целом ряде случаев оказалось возможным даже основные положения той или другой области давать студентам для самостоятельной проработки. Тогда дело во вступительном слове ограничивалось тем, что подробно и отчетливо формулировалась поставленная задача и указывалось не самое решение, а только план, следуя которому можно придти к решению поставленной задачи. Такой метод сопряжен с большими трудностями, но он, как показал опыт, приводит к очень хорошим результатам. Даже в тех случаях, когда поставленная задача оказывается непосильной и ее приходится решать самому руководителю в форме лекции, то и тогда, как показал опыт, лекция проходит очень оживленно: к ней возбуждается особый интерес, и лектора непрерывно прерывают, задавая всевозможные вопросы, так что лекция сама собой превращается в беседу, и аудитория проявляет при этом большую активность. Причина этого вполне понятна: раз учащийся хотя бы с помощью наводящих вопросов не смог справиться с поставленной задачей и тщетно искал выхода в течение хотя бы и короткого промежутка времени, то естественно, что он с напряженным вниманием будет следить за развертывающимся решением, которого он самостоятельно найти не мог, несмотря на большое напряжение мысли.
Основная задача курса заключается в том, чтобы, по возможности, более просто, начиная с простейших примеров, научить пользоваться математикой для решения вполне определенных и конкретных задач физики. В смысле возможного упрощения математической стороны приходится делать большие усилия, особенно в первой части курса, так как обычно к моменту начала курса студентами еще как следует не усвоены элементы теории интегрирования диференциальных уравнений. Вообще, весь курс построен на сравнительно простых примерах, так как рассматриваемый курс есть курс введения в теоретическую физику. Во всяком случае, главное внимание курса сосредоточено на том, чтобы у изучающего математика не заслонила физики. Во-первых, таким образом уничтожается искусственный разрыв, к сожалению, столь часто наблюдаемый, между теоретическими вопросами физики и теми мыслями, в которые погружается физик, работающий в лаборатории, и во-вторых, у студента будет тогда менее опасности впасть в одну из основных методологических ошибок, которыми сейчас страдают даже самые выдающиеся теоретики из числа оторвавшихся от «физики, разрабатываемой в лаборатории»,— ошибку, которую Ленин с изумительной меткостью охарактеризовал тем, что у этих физиков «материя исчезает, остаются одни уравнения».
Лабораторная экспериментальная работа есть сложнейшее сочетание практики с теорией, причем при помощи умело поставленного опыта решаются такие теоретические вопросы, к которым еще нельзя подойти с помощью математики. Наоборот, модные в настоящее время теории, несмотря на блестящий математический аппарат, построены часто на старенькой методологии чистого описания, полагающей в основу всей науки метод точного и экономного описания наших «переживаний», наших «ощущений», например знаменитое положение о принципиальной ненаблюдаемости.
Вот почему, в особенности в курсе введения в теоретическую физику, необходимо на каждом шагу указывать и выявлять теснейшую связь теории и ее математической обработки с повседневной практикой того, кто работает в лаборатории, на заводе или в исследовательском институте.
Download
Для скачивания .torrent файлов необходима регистрация
Сайт не распространяет и не хранит электронные версии произведений, а лишь предоставляет доступ к создаваемому пользователями каталогу ссылок на торрент-файлы, которые содержат только списки хеш-сумм

Страница 1 из 1

Ответить на тему

   Похожие торренты   Торрент