Регистрация ·  Логин: Пароль: Запомнить   · Забыли пароль?




Ответить на тему
Автор Сообщение

Модератор
Аватара пользователя

С нами: 11 лет 1 месяц
Сообщения: 30721
Россия

Сообщение 20 июл 2015, 15:28 

[Цитировать]

Теория стиха


Год: 1968
Автор: Холшевников В.Е. (отв. ред.)
Жанр: сборник статей
Издательство: Наука
Язык: Русский
Формат: PDF/DjVu
Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста
Количество страниц: 319
Описание: Последнее десятилетие ознаменовалось у нас заметным оживлением интереса к теории стиха. В журналах напечатано много стиховедческих статей, вышли в свет исследовательские и популярные книги. Доказательством интереса широких читательских кругов к проблемам стиховедения служит то, что эти книги быстро разошлись, и купить сейчас книги 50—60-х годов так же трудно, как 20—30-х. Поэтому издание предлагаемого вниманию читателей сборника представляется вполне своевременным.
В Институте русской литературы (Пушкинском доме) АН СССР в начале 1965 г. создана стиховедческая группа, в работе которой приняли участие ученые Ленинграда, Москвы и других городов. Большая часть статей, входящих в сборник, обсуждалась на заседаниях группы.
Состав сборника разнообразен по материалу, темам, приемам исследования. Статьи охватывают разные периоды истории русского стиха — от XVII в. до наших дней. Большинство статей посвящено проблемам ритмики, но аспекты изучения различны. Одна из центральных проблем сборника — взаимоотношение форм стиха с литературной традицией и с законами языка. Последний аспект весьма важен методологически, ибо язык — это материя стиха.
Исследования в области сравнительной метрики (В. М. Жирмунский, В. Е. Холшевников) позволяют установить тонкие связи между законами языка и национальными формами стиха: не только первичные, но и вторичные признаки ритмического и фонического строя стихотворной речи своеобразны в каждом языке: русский ямб, например, заметно отличается от немецкого, английского, польского, чешского и т. д.
Много внимания уделено в сборнике статистическим исследованиям разного рода, что в наши дни вполне естественно. Стихотворная метрика, как показывает само значение термина, оперирует количественными категориями: счет слогов, взаимное расположение ударных и безударных звуков и т.,п. Сравнительно небольшие количественные изменения (например, различие в слоговом объеме слова в том или ином языке) могут сильно повлиять на ритмическое звучание стиха. Традиционное стиховедение начиная с античного ограничивалось простейшими подсчетами, легко проверяемыми на слух. В XX в. начиная с известных работ Андрея Белого о четырехстопном ямбе "для изучения более тонких закономерностей ритмики все шире применяется в качестве вспомогательного метода статистика, значительно усовершенствовавшая за последние десятилетия свою методику. Математическая статистика не только подтверждает то, что опытный стиховед может воспринять на слух; нередко она помогает установить явления, остающиеся незамеченными при более поверхностном, чисто интуитивном изучении. Разумеется, математико-статистический метод в стиховедении отнюдь не универсален, сфера его применения ограничена и должна быть подчинена ясно сформулированным стиховедческим задачам. По удачному выражению А. Н. Колмогорова, прежде чем считать, нужно знать, что считать и для чего считать. В то же время, как показывают исследования последних лет у нас и за рубежом, современная теория стиха не может обойтись без помощи математической статистики.
В сборнике представлены статистические исследования разных типов. М. Л. Гаспаров показывает эволюцию ритмических форм русского трехударного дольника — одного из самых популярных размеров в современной поэзии, определявшегося ранее лишь в общих чертах. П. А. Руднев устанавливает эволюцию метрического репертуара русских поэтов XIX—начала XX в. (Эта работа частично восполняет также серьезный пробел в нашей научной литературе — почти полное отсутствие справочно-описательных работ о стихе русских поэтов; только в справочниках Б. И. Ярхо и его учеников имеются точные данные о метрическом репертуаре Пушкина и частично Лермонтова). А. Н. Колмогоров и В. В. Иванов дают опыт описания одного произведения или небольшого их ряда.
Сочетание статистики с применением вероятностных расчетов помогает отделить то, что в стихотворной форме данного произведения относится к общеязыковым закономерностям, от того, что является намеренным ритмическим заданием поэта. Этому вопросу посвящена статья Г. С. Васюточкина.
Статистические исследования могут иметь иногда и практическое историко-литературное значение. Так, анализ ритмических форм позволил В. М. Жирмунскому и Б. И. Ярхо уточнить датировку некоторых произведений.
Об опыте применения методов экспериментальной фонетики для изучения некоторых спорных вопросов теории стиха говорится в статье В. И. Павловой.
Многие вопросы современного стиховедения вызывают оживленные споры, неизбежные и закономерные в науке. Сборник кончается разделом «Дискуссии», в котором на новой основе продолжается старый спор П. Н. Беркова с Б. В. Томашевским и И. П. Ереминым о произносительных нормах и характере ритма и рифмы в русской силлабической поэзии XVII в. Вопрос этот важен для понимания эволюции русского стиха. В споре приняли участие П. Н. Берков, А. М. Панченко, В. Е. Холшевников.
(Статья последнего лишь частично касается предмета спора, поэтому помещена в другом разделе). Кто из них прав — пусть судит читатель.
Доп. информация: Программный сборник
Download
Для скачивания .torrent файлов необходима регистрация
Сайт не распространяет и не хранит электронные версии произведений, а лишь предоставляет доступ к создаваемому пользователями каталогу ссылок на торрент-файлы, которые содержат только списки хеш-сумм

Страница 1 из 1

Ответить на тему

   Похожие торренты   Торрент 




cron