Главная| Трекер ▼| Поиск| Правила| FAQ| |
Автор | Сообщение |
---|---|
Искра
Модератор ![]() Сообщения: 30721 ![]() |
Непрямое говорение
![]() Год: 2006 Автор: Гоготишвили Л.А. Издательство: М.: Языки славянской культуры ISBN: 5-9551-0161-6 Тираж: 800 экз. Серия: Studia philologica Язык: Русский Формат: DjVu Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста Интерактивное оглавление: Да Количество страниц: 720 Описание: В книге изучается феномен непрямого выражения смысла в языке. Сопоставляются различные толкования этого явления в русском символизме, феноменологии, лингвистике, семантике, аналитической философии, структурализме, теориях референции, тропологии, нарратологии, деконструктивизме и др. Выявляются и анализируются разнообразные конкретные способы непрямого выражения смысла: расщепленная, отсроченная, непрямая референция; двуголосие, полифония, антиномические конструкции; расшатывание акта именования, символ и метафора; интенциональные и аттенциональные сцепления, модальные и тональные сдвиги; смещения и наслоения фокусов внимания, расщепление "я" говорящего на частные "голоса", их попеременные смены, чередования и наложения; саморедукция авторского голоса и ее степени, стадия инсценированной "смерти автора" и т. д. Обосновывается версия "феноменологии непрямого говорения", в рамках которой эти и другие формы непрямой передачи смысла сводятся в единое концептуальное пространство. Для филологов, философов, широкого круга читателей. От автора 13 Между именем и предикатом (символизм Вяч. Иванова на фоне имяславия) 15 1. Между именем и метафорой (историко-сопоставительный аспект) 16 2. Между субъектом и предикатом (лингвистический аспект) 45 3. Между трансцендентностью и имманентностью (онтологический аспект). . . 80 Антиномический принцип в поэзии Вяч. Иванова 104 Двуголосие в соотношении с монологизмом и полифонией (мягкая и жесткая версии интерпретации идей M. М. Бахтина) 139 1. Двуголосие и монологизм 139 Загадки лингвистического Сфинкса; Гипотеза аналогии «двуголосого слова» (ДС) с предикативным актом; Конститутивные особенности ДС; Принцип распределения голосов ДС по позициям субъекта и предиката; Пример тематического ДС; Референциальное основание вторичной предикации; Блуждающий характер вторичной предикации; Пример тонального ДС; Тематизм и тональность; Диалогизм вторичной предикации как первая половина ответа на лингвистическую загадку ДС; Монологизм вторичной предикации как вторая половина ответа на лингвистическую загадку ДС. 2. Двуголосие и полифония 174 Имеется ли у полифонии собственное лингвистическое лицо? Мягкая лингвистическая версия полифонической идеи; Лингвистический принцип полифонии; Лингвистический принцип полифонии и философский тезис о равноправии голосов; Общая идея скрытого диалога; Скрытый диалог в монологизме и полифонии; Особенности внешнего диалога в полифонии; Парадокс об авторе; Автор и герой; Проблема «образа автора»; Автор и рассказчик; Двуголосие как предмет изображения; Тематическая и тональная степени саморедукции авторского голоса; Феномен трехголо- сия; Трехголосие и двуголосие; Трехголосие и полифония; Трехголосие и скрытый диалог; Жесткие выводы из мягкой версии; Полифония и карнавал (краткая ремарка в сторону); Гипотеза жесткой версии полифонии. «Эйдетический язык» (реконструкция и интерпретация радикальной феноменологической новации А. Ф. Лосева) 220 Глава 1. Исходный философский контекст и сопутствующий лингвистический фон 1.1. Исходный философский контекст зарождения лосевской новации 220 § 1. Почему — «реконструкция»? — 220. § 2. Феноменология, неокантианство, символизм, имяславие. — 221. § 3. Точка схождения: принцип приоритета смысла (смысловых предметностей, смысловых структур и смысловых актов). — 223. § 4. Точка расхождения: вопрос о «количестве» уровней смысловой предметности и о толковании их наполнения и соотношения. — 226. § 5. Имелись ли основания для противопоставления «статичности» феноменологии — «процессуальности» неокантианства? — 229. § 6. Эйдетика и логика. — 234. § 7. Спор с Э. Гуссерлем по поводу «описания» и «объяснения». — 240. § 8. Спор с неокантианством по поводу логоса. — 243. § 9. Язык на фоне эйдетики и логики. — 245. § 10. Модифицирующее выражение— уподобляющая корреляция. — 247. §11. Феноменологическое выражение, его некоррелятивный ''предмету'' и модифицирующий (непрямой) характер. — 250. § 12. Проявления принципа «уподобляющей корреляции» в неокантианстве. — 254. § 13. «Апофатизм» эйдетики (обособленность эйдоса, его конечная невыразимость). — 257. § 14. «Лестница Гуссерля» (различные этапы модификации априорного смысла в выражающих актах сознания). — 260. § 15. Вопрос о статических параллелях между уровнями сознания (эйде- тикой, логикой и языком). — 264. § 16. Вопрос о синтаксических параллелях между уровнями сознания. — 268. § 17. Специально об идее «непрямого смысла» у Гуссерля. — 270 1.2. Возможные лингвистические аналоги акцентированных ранним Лосевым философских конфликтов и их оценка поздним Лосевым 278 § 18. Лингвистические аналоги мыслившихся Лосевым конфликтных зон по параметрам ''статика/динамика'' и ''выражение/корреляция''. — 278. § 19. Противостоящие, по Лосеву, версии в понимании соотношения логики и языка. — 281. § 20. Лингвистический неопозитивизм (логический и феноменологический позитивизм в лосевском понимании). — 282. § 21. Пиррова— по Лосеву — победа феноменологии. — 286. § 22. Неоправдавшиеся компромиссные ожидания Лосева. — 286. § 23. Движение аналитической лингвистики по направлению к статическому срезу чистого смысла. — 291. § 24. Движение аналитической лингвистики по направлению к коммуникативности. Спор вокруг интенциональности. — 295. § 25. Лосев и структурализм. — 297 Глава 2. Радикальная новация Лосева 2.1. «Эйдетический язык»: экспликация и реконструкция 302 § 26. Исходная точка и общая направленность лосевских нововведений. — 302. § 27. Введение процессуальное™ в эйдетический уровень. Концепт априорной синтактики. — 302. § 28. Априорная синтактика и ее непрямые соотношения с процессуальностью формальной логики. — 309. § 29. Априорная синтактика и ее непрямые соотношения с диалектикой. — 311. § 30. «Трудные вопросы» о природе синтактических закономерностей в диалектике. — 316. § 31. Стоявшая перед Лосевым проблема и структурная мифология. — 317. § 32. Экспансия языковой идеи. — 319. § 33. Трансформация феноменологического выражения в интерпретацию и коммуникацию. — 320. § 34. Радикальная новация эйдетики. Концепт эйдетического языка. — 322. § 35. Эйдетический язык, ''описание'' и ''объяснение''. — 323. § 36. Общая дислокация концепта «эйдетического языка» в феноменологическом и лингвистическом пространстве. — 325 2.2. «Эйдетический язык»: сопоставления и интерпретация 328 § 37. Эйдетический язык Лосева и априорная грамматика Гуссерля. — 328. § 38. Эйдетический язык Лосева и «трансцендентальный язык» Э. Финка. — 329. § 39. Эйдетический язык Лосева и теории двух языков. — 331. § 40. Концепт эйдетического языка и имяславский тезис. Синтез символизма и апофатизма. — 333. § 41. Эйдетический язык Лосева и возвышение статуса языка в феноменологии после Гуссерля (М. Хайдеггер, М. Мерло-Понти). — 338. § 42. Лосев и Ж. Деррида. — 340. § 43. Лосев и Ж. Делез. — 344. § 44. Неопозитивистские мотивы в постгуссерлевой феноменологии. — 345. § 45. Смыслы и факты. — 350. § 46. Эйдетический смысл и ступени его модификации в «материи» естественного языка. — 352. § 47. Лосевский «логос телесности», смысл и естественный язык. — 354. § 48. Лосев, позитивизм и аналитический принцип корреляции. — 357. § 49. Аналитика и непрямые смыслы. — 364 2.3. Возможные перспективы концепта «эйдетический язык» для феноменологических и аналитических версий естественного языка 365 § 50. Лосевское понимание феноменологии естественного языка. — 365. §51. Лосевская оппозиция «непрямоты» речи на естественном языке и «прямоты» эйдетического высказывания. — 367. § 52. Оппозиция «пря- моты» эйдетических высказываний и «некоррелятивности» эйдосов. — 368. § 53. Лосевский принцип «непрямоты» и феноменология непрямого говорения. — 369. § 54. Принцип «непрямоты» речи в поле аналитической лингвистики. — 370. § 55. Не универсализм, а логико-формальная «свобода» синтаксического субъекта от референта. — 372. § 56. Принцип «непрямоты» и предикат, тендирующий к субъекту. — 377. § 57. Лосевский принцип «непрямоты» в поле феноменологической лингвистики. — 383. § 58. Лосевский принцип «непрямоты» в поле логики. — 385. § 59. Эйдетика, логика и коммуникация. — 390. § 60. Априорная коммуникативность в логике? — 390. § 61. Непрямая природа коммуникативного импульса.— 391. § 62. Операциональный прием объективации (овеществления) смысла. — 392. § 63. Коммуникативный постулат Лосева и идея предмета речи как свернутой точки говорения. — 395. § 64. Коммуникативность и пропозиция. — 396. § 65. Постулат о коммуникативно-неизоморфной природе смысла. — 400. § 66. Логика как синтаксис. — 402. § 67. Взаимоотношение логики и диалектики как разных разделов синтаксиса эйдетического языка. — 403. § 68. Гордиев узел из «прямоты» эйдетического и «непрямоты» естественного языка. — 406. § 69. Миф как коммуникативный импульс эйдетического синтаксиса. «Эйдетическая трансперсональная эгология». — 409. § 70. Лосев и Флоренский. — 410. § 71. Лосевская новация и феноменологическая тема аттенциональных и интенциональных сдвигов. — 413 К ФЕНОМЕНОЛОГИИ НЕПРЯМОГО ГОВОРЕНИЯ 416 Глава 1. Феноменология говорения и чистая феноменология 1.1. Феноменологический адрес непрямого говорения 416 § 1. Терминологический лабиринт. — 416. § 2. Феноменологический ракурс. — 419. § 3. Ноэтическая призма. — 421. § 4. Ноэтическая синтакти- ка и интерсубъективная эгология. Общая идея феноменологии непрямого говорения. — 425. § 5. Феноменологический адрес и феноменологические особенности процесса говорения. — 426. § 6. Акты говорения на фоне гуссерлевых актов выражения и извещения: «вторжение ноэтики» и «по- теснение» семантики. — 429. § 7. Потенциальное значение гуссерлевых актов выражения для феноменологии непрямого говорения. — 432 1.2. Элементы непрямого выражения у Гуссерля 434 § 8. Ноэматически-ноэтическая двусмысленность языка. — 434. § 9. Стяжения и их разворачивание. — 437. § 10. Вопрос об универсальности модального компонента. — 438. § 11. Принцип «лестницы модификаций».— 440. § 12. Ступени гуссерлевой модальности. Прадокса и ноэ- матическое предложение. — 441. § 13. Полные и неполные выражения. Опущение. — 444. § 14. Принципиальная неполнота языковых выражений. — 445. § 15. Прямые и непрямые выражения Гуссерля. — 447. § 16. Вопрос о разделимости/неразделимости значения и смысла (к критике Гуссерля со стороны Ж. Деррида). — 452 1.3. Индуцирование и инсценирование 453 § 17. Особый характер взаимоотношения актов говорения с сопровождающими их актами сознания. — 453. § 18. Индуцирование и инсценирование. — 456. § 19. Индуцированное инсценирование несемантизованных актов. — 459. § 20. Внесловесная ноэтическая ситуация. — 462. § 21. Двоякое отношение индуцирования к гуссерлевым сращениям и опущениям. Непрямой смысл языковых энтимем. — 464. § 22. Предварительная иллюстрация. Опущение. — 465. § 23. Специально об инсценировании. — 467. § 24. Неизоморфность ноэтически-ноэматических и субъект-предикатных структур. Органичные и инсценированные стяжения. — 471. § 25. Стяжение как фундирующий способ неизоморфной языковой инсценировки ноэтически-ноэматических структур. Случай имплантации ноэс в ноэму в языке. — 472. § 26. К понятийной родословной индуцирования и инсценирования. — 474. § 27. Ноэматический синтаксис и ноэтическая синтактика в языке. — 475. § 28. Основные типы сцеплений между актами. — 477. § 29. Вопрос о влиянии языковых форм сцеплений на течение актов сознания и о возможности обратного влияния. — 478 Глава 2. Ноэтический смысл 2.1. Ноэтический и ноэматический смыслы 482 § 30. Вопрос об объеме понятия «смысл». — 482. § 31. Ноэматический и ноэтический смыслы. — 483. § 32. Заостренные и нейтральные версии ноэтического смысла. М. Хайдеггер и М. Бахтин. — 487. § 33. Преимущественная феноменологическая локализация ноэтического смысла. — 492. § 34. Семантизированные формы передачи ноэтического смысла. Феноменологическая инверсия. — 493. § 35. Несемантизированные формы передачи ноэтического смысла. Интонация. — 494 2.2. Ноэтический смысл и тропология 496 § 36. Статус непрямых ноэтических смыслов и тропология. — 496. § 37. Смысл и значение. Э. Гуссерль и Ж. Деррида. — 500. § 38. Ноэма и имя. Функциональный аргумент ''за'' разделение смысла и семантики. — 503. § 39. Вопрос о необлекаемых в семантику смыслах. Случай их «символической неименующей референции». — 504. § 40. Случай наслаивания разнотипных ноэс. — 505. § 41. Опущение ноэм, метафора и символ. — 507. § 42. Миражи и непрямые смыслы. — 509. § 43. Непротяженная динамичность смысла — протяженная статичность семантики.—510 2.3. Ноэтический смысл, эмоционально-оценочные акты и модальность 511 § 44. Версии доминирования «ноэматического» и/или «семантического» смысла. Экспрессивная теория Г. Шпета. — 511. § 45. Вопрос о степенях и возможности полного разрыва ноэм и ноэс. — 514. § 46. Постановка проблемы соотношения в феноменологии говорения актов душевной и волевой сфер с модальностью. — 516 2.4. Интерпретация гуссерлевых идей о модальности с точки зрения феноменологии непрямого говорения 517 § 47. Ноэматическое предложение Гуссерля и идея опоры языка на пра- модальную ноэсу. — 517. § 48. Модальная версия предикативного акта. Возможны ли немодализированные акты говорения? — 518. §49. Особо о модальности и нейтральном сознании. — 520. § 50. Нейтральное сознание и язык. — 523. §51. «Особость» ноэтически-ноэматическо- го строения ноэматических предложений модального сознания. — 527. § 52. Принципиальная опосредованность референции, связанная с выражающей природой языковых актов. — 529. § 53. Неотмысливаемость модальности. — 530. § 54. Идея функционального сходства модальности и актов душевной и волевой сфер. «Неотмысливаемость» ноэтического смысла. — 531 2.5. Тональность как ноэтический смысл и ее разновидности 533 § 55. Тональность как второй наряду с модальностью тип ноэтического смысла. — 533. § 56. Диапазон тональности по оси ''экспрессия/импрессия''. — 535. § 57. Моменты придания и экспликации экспрессии («вложение» и «проникновение»). — 541. § 58. Ноэматическая и ноэ- тическая тональность. — 543. § 59. Разновидности тональности по оси ''смех/страх''. —543. § 60. Коммуникативный вектор тональности. — 544. §61. Сводная номенклатура намеченных разновидностей ноэтического смысла. — 545 Глава 3. Фокусы внимания, языковые модальности и тональность 3.1. Фокус внимания 546 § 62. Интенциональные и эгологические сдвиги и сцепления. — 546. § 63. Фокус внимания и его смены. — 546. § 64. Фокус внимания как один из содержательных параметров акта говорения. — 550. § 65. Фокус внимания, фокализация и голос. — 551. § 66. ФВ и синтаксический субъект. — 553. § 67. Аттенциональные сдвиги в актах сознания и смены ФВ в языке. — 555. § 68. Языковые инсценировки посредством фокусов внимания. — 557. § 69. Фокус внимания и «многолучевое переживание». — 559. § 70. Нечто гипотетически общее. — 562. § 71. Временные сдвиги ФВ — перестановки, разрывы, сращения. — 564. § 72. Ложные пространственные разрывы ФВ. Метафора как ложная смена ФВ. — 568. § 73. О природе ноэтического смысла в связи с ФВ. Значимость непротяженных смыслов. — 569. § 74. Идеальные «вечные» смыслы — не предмет феноменологии говорения. — 572. § 75. ФВ, кругозор и окружение. — 573 3.2. Языковая модальность 574 § 76. Языковые модальности и связанные с ними концептуальные затруднения. — 574. § 77. Проблема соотношения референции и модальности. — 578. § 78. Особо о референции, нейтральной и инсценирующей модальностях. — 581. § 79. Модальность и жанр. — 582 3.3. Совмещенный модально-тональный ракурс 582 § 80. Причины и цели совместного рассмотрения модальности и тональности. — 582. § 81. Модально-тональные сдвиги и их влияние на смысл. — 583. § 82. Перефразирование как смена модально-тональных моментов высказывания и потому изменение смысла. — 584. § 83. Модально-тональные сдвиги и фокус внимания. — 586. § 84. Скрытые смены ФВ с точки зрения их возможных маркеров. — 589. § 85. Смены модально-тонального ракурса как способ развертывания смысла при приостановке смен ФВ. — 590 Глава 4. Точка говорения, ее эгологическиемодификации и кинестезы 4.1. Точка говорения 592 § 86. Фокус внимания и точка говорения. — 592. § 87. Точка говорения в интерсубъективно-эгологическом понимании. — 594. § 88. Точка говорения, чистое Я и чистый автор. — 596. § 89. Чистый и первичный авторы. — 600. § 90. Языковые наполнители точки говорения — вне и внутри эгологической зоны. — 601. § 91. Пространственно-временные кинестезы в интерсубъективно-эгологической сфере. — 603 4.2. Частные разновидности точек говорения 608 § 92. Речевой центр. — 608. § 93. Референциальная сторона речевых центров. — 613. § 94. РЦ и двуголосие. Двуголосие в терминах феноменологии говорения. — 614. § 95. Неустранимость речевого центра «я». Трехголосие, ирония и метафора. — 617. § 96. Коммуникативная позиция. — 619. § 97. «Небезопасность» и «неизбежность» оглядки на имманентное «ты».— 621. § 98. Чужие речевые центры и коммуникативная позиция «ты». — 624. § 99. Коммуникативные позиции Я и Ты в терминах феноменологии говорения. — 625. § 100. Кто говорит, кто слушает? Мерло-Понти и Гуссерль. — 628. § 101. Речевые центры, коммуникативные позиции и вторичный автор. — 630. § 102. Первичный и вторичный авторы на нарратологическом фоне. — 631. § 103. Диапазон причастности. — 631. § 104. Разновидности мы-позиций. — 633. § 105. Диапазон тональности. — 637. § 106. Тональная метафора. — 638. § 107. Взаимозависимость тональности и тематизма. — 639. § 108. Тональные смены по Оглавление тематическим основаниям и тематические смены по тональным основаниям. — 641 4.3. Точка говорения, оживленный предмет речи и инсценированная «смерть автора» 642 § 109. Предмет речи как свернутая точка говорения. — 642. § 110. Предмет речи как свернутая точка говорения и лосевский концепт «эйдетического языка». — 644. § 111. Предмет как свернутая точка говорения. Гуссерль и П. Рикер. — 645. § 112. Особенности свернутой точки говорения предмета речи относительно других типов точек говорения. — 646. § 113. Не- отмысливаемость точек говорения в языковом сознании и в любом типе высказываний. — 647. § 114. Гипотетически о сменах точек говорения изнутри семантики и извне ее. — 650. § 115. Неизымаемость интерсубъективной эгологии. — 651. § 116. Инсценировки из точек говорения. — 652. § 117. Авторская позиция как типическая конфигурация точек говорения. Инсценированные смерть и самоубийство автора. — 654 Приложение к работе «К феноменологии непрямого говорения» 658 Экскурс 1. Ноэсы, ноэмы и их отношения с семантикой у Гуссерля 658 § 1. Ноэсы и ноэмы, — 658. § 2. К проблеме соотношении у Гуссерля понятий «ноэматика» и «сфера значений» {семантика), — 659 Экскурс 2. Гуссерлевы акты выражения и акты извещения 661 Экскурс 3. Концепт ноэтического смысла и § 85 «Идей 1» 664 Экскурс 4. Доминирование ноэтического смысла над ноэматическим у М. Хайдеггера 668 Экскурс 5. Экспрессивная теория Г. Шпета как версия «аналитической феноменологии» 674 § 1. Аргументация Шпета. — 674. § 2. Шпет, Е. Боратынский, смысл и экспрессия. — 676. § 3. Шпетовская экспрессия, симпатическое переживание, «комическое» и гипотеза А. Эйнштейна. — 678. § 4. Перефразирование и «очищенный» от экспрессии смысл стихотворения Боратынского. — 681. § 5. «Объективная» смысловая значимость «экспрессии». — 683. §6. Система оговорок Шпета, усложняющих и в конечном счете размыкающих ситуацию. — 685. § 7. Поэтический пропуск в сферу смысла. — 686. § 8. «Ноэсоктомия», экспрессия и синтаксис. — 688. § 9. Суггестивная сила шпетовских идей. «Аналитическая феноменология». — 691 Экскурс 6. Фокус внимания и его смены на фоне «Идей 1» 693 Предметно-тематический указатечь 697 Именной указатечъ 713 Помоги нашему сайту на расходы за сервер и качай торренты НЕОГРАНИЧЕННО!Пожертвовать 100 ₽ ![]() Или 2204 1201 2214 8816, с комментарием "Помощь трекеру" Связь с администрацией |
Страница 1 из 1 |
![]() |
|