Регистрация ·  Логин: Пароль: Запомнить   · Забыли пароль?




Ответить на тему
Автор Сообщение

Модератор
Аватара пользователя

С нами: 11 лет 1 месяц
Сообщения: 30721
Россия

Сообщение 20 июл 2015, 15:26 

[Цитировать]

Непрямое говорение


Год: 2006
Автор: Гоготишвили Л.А.
Издательство: М.: Языки славянской культуры
ISBN: 5-9551-0161-6
Тираж: 800 экз.
Серия: Studia philologica
Язык: Русский
Формат: DjVu
Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста
Интерактивное оглавление: Да
Количество страниц: 720

Описание: В книге изучается феномен непрямого выражения смысла в языке. Сопоставляются различные толкования этого явления в русском символизме, феноменологии, лингвистике, семантике, аналитической философии, структурализме, теориях референции, тропологии, нарратологии, деконструктивизме и др. Выявляются и анализируются разнообразные конкретные способы непрямого выражения смысла: расщепленная, отсроченная, непрямая референция; двуголосие, полифония, антиномические конструкции; расшатывание акта именования, символ и метафора; интенциональные и аттенциональные сцепления, модальные и тональные сдвиги; смещения и наслоения фокусов внимания, расщепление "я" говорящего на частные "голоса", их попеременные смены, чередования и наложения; саморедукция авторского голоса и ее степени, стадия инсценированной "смерти автора" и т. д. Обосновывается версия "феноменологии непрямого говорения", в рамках которой эти и другие формы непрямой передачи смысла сводятся в единое концептуальное пространство.

Для филологов, философов, широкого круга читателей.

От автора 13
Между именем и предикатом
(символизм Вяч. Иванова на фоне имяславия) 15
1. Между именем и метафорой (историко-сопоставительный аспект) 16
2. Между субъектом и предикатом (лингвистический аспект) 45
3. Между трансцендентностью и имманентностью (онтологический аспект). . . 80
Антиномический принцип в поэзии Вяч. Иванова 104
Двуголосие в соотношении с монологизмом и полифонией
(мягкая и жесткая версии интерпретации идей
M. М. Бахтина) 139
1. Двуголосие и монологизм 139
Загадки лингвистического Сфинкса; Гипотеза аналогии «двуголосого
слова» (ДС) с предикативным актом; Конститутивные особенности ДС;
Принцип распределения голосов ДС по позициям субъекта и предиката;
Пример тематического ДС; Референциальное основание вторичной
предикации; Блуждающий характер вторичной предикации; Пример
тонального ДС; Тематизм и тональность; Диалогизм вторичной предикации как
первая половина ответа на лингвистическую загадку ДС; Монологизм
вторичной предикации как вторая половина ответа на лингвистическую
загадку ДС.
2. Двуголосие и полифония 174
Имеется ли у полифонии собственное лингвистическое лицо? Мягкая
лингвистическая версия полифонической идеи; Лингвистический
принцип полифонии; Лингвистический принцип полифонии и философский
тезис о равноправии голосов; Общая идея скрытого диалога; Скрытый
диалог в монологизме и полифонии; Особенности внешнего диалога в
полифонии; Парадокс об авторе; Автор и герой; Проблема «образа автора»;
Автор и рассказчик; Двуголосие как предмет изображения; Тематическая
и тональная степени саморедукции авторского голоса; Феномен трехголо-
сия; Трехголосие и двуголосие; Трехголосие и полифония; Трехголосие и
скрытый диалог; Жесткие выводы из мягкой версии; Полифония и
карнавал (краткая ремарка в сторону); Гипотеза жесткой версии полифонии.
«Эйдетический язык»
(реконструкция и интерпретация радикальной
феноменологической новации А. Ф. Лосева) 220
Глава 1. Исходный философский контекст
и сопутствующий лингвистический фон
1.1. Исходный философский контекст зарождения
лосевской новации 220
§ 1. Почему — «реконструкция»? — 220. § 2. Феноменология,
неокантианство, символизм, имяславие. — 221. § 3. Точка схождения: принцип
приоритета смысла (смысловых предметностей, смысловых структур и
смысловых актов). — 223. § 4. Точка расхождения: вопрос о
«количестве» уровней смысловой предметности и о толковании их наполнения
и соотношения. — 226. § 5. Имелись ли основания для
противопоставления «статичности» феноменологии — «процессуальности»
неокантианства? — 229. § 6. Эйдетика и логика. — 234. § 7. Спор с Э. Гуссерлем по
поводу «описания» и «объяснения». — 240. § 8. Спор с неокантианством
по поводу логоса. — 243. § 9. Язык на фоне эйдетики и логики. — 245.
§ 10. Модифицирующее выражение— уподобляющая корреляция. —
247. §11. Феноменологическое выражение, его некоррелятивный
''предмету'' и модифицирующий (непрямой) характер. — 250. § 12.
Проявления принципа «уподобляющей корреляции» в неокантианстве. — 254.
§ 13. «Апофатизм» эйдетики (обособленность эйдоса, его конечная
невыразимость). — 257. § 14. «Лестница Гуссерля» (различные этапы
модификации априорного смысла в выражающих актах сознания). — 260.
§ 15. Вопрос о статических параллелях между уровнями сознания (эйде-
тикой, логикой и языком). — 264. § 16. Вопрос о синтаксических
параллелях между уровнями сознания. — 268. § 17. Специально об идее
«непрямого смысла» у Гуссерля. — 270
1.2. Возможные лингвистические аналоги акцентированных ранним
Лосевым философских конфликтов и их оценка
поздним Лосевым 278
§ 18. Лингвистические аналоги мыслившихся Лосевым конфликтных зон
по параметрам ''статика/динамика'' и ''выражение/корреляция''. — 278.
§ 19. Противостоящие, по Лосеву, версии в понимании соотношения
логики и языка. — 281. § 20. Лингвистический неопозитивизм (логический
и феноменологический позитивизм в лосевском понимании). — 282.
§ 21. Пиррова— по Лосеву — победа феноменологии. — 286. § 22.
Неоправдавшиеся компромиссные ожидания Лосева. — 286. § 23. Движение
аналитической лингвистики по направлению к статическому срезу
чистого смысла. — 291. § 24. Движение аналитической лингвистики по
направлению к коммуникативности. Спор вокруг интенциональности. — 295.
§ 25. Лосев и структурализм. — 297
Глава 2. Радикальная новация Лосева
2.1. «Эйдетический язык»: экспликация и реконструкция 302
§ 26. Исходная точка и общая направленность лосевских
нововведений. — 302. § 27. Введение процессуальное™ в эйдетический уровень.
Концепт априорной синтактики. — 302. § 28. Априорная синтактика и
ее непрямые соотношения с процессуальностью формальной логики. —
309. § 29. Априорная синтактика и ее непрямые соотношения с
диалектикой. — 311. § 30. «Трудные вопросы» о природе синтактических
закономерностей в диалектике. — 316. § 31. Стоявшая перед Лосевым проблема
и структурная мифология. — 317. § 32. Экспансия языковой идеи. — 319.
§ 33. Трансформация феноменологического выражения в интерпретацию
и коммуникацию. — 320. § 34. Радикальная новация эйдетики. Концепт
эйдетического языка. — 322. § 35. Эйдетический язык, ''описание'' и
''объяснение''. — 323. § 36. Общая дислокация концепта «эйдетического
языка» в феноменологическом и лингвистическом пространстве. — 325
2.2. «Эйдетический язык»: сопоставления и интерпретация 328
§ 37. Эйдетический язык Лосева и априорная грамматика Гуссерля. —
328. § 38. Эйдетический язык Лосева и «трансцендентальный язык» Э.
Финка. — 329. § 39. Эйдетический язык Лосева и теории двух языков. — 331.
§ 40. Концепт эйдетического языка и имяславский тезис. Синтез
символизма и апофатизма. — 333. § 41. Эйдетический язык Лосева и
возвышение статуса языка в феноменологии после Гуссерля (М. Хайдеггер,
М. Мерло-Понти). — 338. § 42. Лосев и Ж. Деррида. — 340. § 43. Лосев
и Ж. Делез. — 344. § 44. Неопозитивистские мотивы в постгуссерлевой
феноменологии. — 345. § 45. Смыслы и факты. — 350. § 46.
Эйдетический смысл и ступени его модификации в «материи» естественного
языка. — 352. § 47. Лосевский «логос телесности», смысл и естественный
язык. — 354. § 48. Лосев, позитивизм и аналитический принцип
корреляции. — 357. § 49. Аналитика и непрямые смыслы. — 364
2.3. Возможные перспективы концепта «эйдетический язык»
для феноменологических и аналитических версий
естественного языка 365
§ 50. Лосевское понимание феноменологии естественного языка. — 365.
§51. Лосевская оппозиция «непрямоты» речи на естественном языке и
«прямоты» эйдетического высказывания. — 367. § 52. Оппозиция «пря-
моты» эйдетических высказываний и «некоррелятивности» эйдосов. —
368. § 53. Лосевский принцип «непрямоты» и феноменология непрямого
говорения. — 369. § 54. Принцип «непрямоты» речи в поле
аналитической лингвистики. — 370. § 55. Не универсализм, а логико-формальная
«свобода» синтаксического субъекта от референта. — 372. § 56.
Принцип «непрямоты» и предикат, тендирующий к субъекту. — 377. § 57.
Лосевский принцип «непрямоты» в поле феноменологической
лингвистики. — 383. § 58. Лосевский принцип «непрямоты» в поле логики. — 385.
§ 59. Эйдетика, логика и коммуникация. — 390. § 60. Априорная
коммуникативность в логике? — 390. § 61. Непрямая природа
коммуникативного импульса.— 391. § 62. Операциональный прием объективации
(овеществления) смысла. — 392. § 63. Коммуникативный постулат Лосева и
идея предмета речи как свернутой точки говорения. — 395. § 64.
Коммуникативность и пропозиция. — 396. § 65. Постулат о
коммуникативно-неизоморфной природе смысла. — 400. § 66. Логика как синтаксис. — 402.
§ 67. Взаимоотношение логики и диалектики как разных разделов
синтаксиса эйдетического языка. — 403. § 68. Гордиев узел из «прямоты»
эйдетического и «непрямоты» естественного языка. — 406. § 69. Миф как
коммуникативный импульс эйдетического синтаксиса. «Эйдетическая
трансперсональная эгология». — 409. § 70. Лосев и Флоренский. — 410.
§ 71. Лосевская новация и феноменологическая тема аттенциональных
и интенциональных сдвигов. — 413
К ФЕНОМЕНОЛОГИИ НЕПРЯМОГО ГОВОРЕНИЯ 416
Глава 1. Феноменология говорения и чистая феноменология
1.1. Феноменологический адрес непрямого говорения 416
§ 1. Терминологический лабиринт. — 416. § 2. Феноменологический
ракурс. — 419. § 3. Ноэтическая призма. — 421. § 4. Ноэтическая синтакти-
ка и интерсубъективная эгология. Общая идея феноменологии непрямого
говорения. — 425. § 5. Феноменологический адрес и феноменологические
особенности процесса говорения. — 426. § 6. Акты говорения на фоне
гуссерлевых актов выражения и извещения: «вторжение ноэтики» и «по-
теснение» семантики. — 429. § 7. Потенциальное значение гуссерлевых
актов выражения для феноменологии непрямого говорения. — 432
1.2. Элементы непрямого выражения у Гуссерля 434
§ 8. Ноэматически-ноэтическая двусмысленность языка. — 434. § 9.
Стяжения и их разворачивание. — 437. § 10. Вопрос об универсальности
модального компонента. — 438. § 11. Принцип «лестницы
модификаций».— 440. § 12. Ступени гуссерлевой модальности. Прадокса и ноэ-
матическое предложение. — 441. § 13. Полные и неполные выражения.
Опущение. — 444. § 14. Принципиальная неполнота языковых
выражений. — 445. § 15. Прямые и непрямые выражения Гуссерля. — 447.
§ 16. Вопрос о разделимости/неразделимости значения и смысла (к
критике Гуссерля со стороны Ж. Деррида). — 452
1.3. Индуцирование и инсценирование 453
§ 17. Особый характер взаимоотношения актов говорения с
сопровождающими их актами сознания. — 453. § 18. Индуцирование и
инсценирование. — 456. § 19. Индуцированное инсценирование несемантизованных
актов. — 459. § 20. Внесловесная ноэтическая ситуация. — 462. § 21.
Двоякое отношение индуцирования к гуссерлевым сращениям и опущениям.
Непрямой смысл языковых энтимем. — 464. § 22. Предварительная
иллюстрация. Опущение. — 465. § 23. Специально об инсценировании. —
467. § 24. Неизоморфность ноэтически-ноэматических и
субъект-предикатных структур. Органичные и инсценированные стяжения. — 471.
§ 25. Стяжение как фундирующий способ неизоморфной языковой
инсценировки ноэтически-ноэматических структур. Случай имплантации ноэс
в ноэму в языке. — 472. § 26. К понятийной родословной индуцирования
и инсценирования. — 474. § 27. Ноэматический синтаксис и ноэтическая
синтактика в языке. — 475. § 28. Основные типы сцеплений между
актами. — 477. § 29. Вопрос о влиянии языковых форм сцеплений на течение
актов сознания и о возможности обратного влияния. — 478
Глава 2. Ноэтический смысл
2.1. Ноэтический и ноэматический смыслы 482
§ 30. Вопрос об объеме понятия «смысл». — 482. § 31. Ноэматический и
ноэтический смыслы. — 483. § 32. Заостренные и нейтральные версии
ноэтического смысла. М. Хайдеггер и М. Бахтин. — 487. § 33.
Преимущественная феноменологическая локализация ноэтического смысла. — 492.
§ 34. Семантизированные формы передачи ноэтического смысла.
Феноменологическая инверсия. — 493. § 35. Несемантизированные формы
передачи ноэтического смысла. Интонация. — 494
2.2. Ноэтический смысл и тропология 496
§ 36. Статус непрямых ноэтических смыслов и тропология. — 496.
§ 37. Смысл и значение. Э. Гуссерль и Ж. Деррида. — 500. § 38. Ноэма
и имя. Функциональный аргумент ''за'' разделение смысла и
семантики. — 503. § 39. Вопрос о необлекаемых в семантику смыслах. Случай
их «символической неименующей референции». — 504. § 40. Случай
наслаивания разнотипных ноэс. — 505. § 41. Опущение ноэм, метафора и
символ. — 507. § 42. Миражи и непрямые смыслы. — 509. § 43.
Непротяженная динамичность смысла — протяженная статичность
семантики.—510
2.3. Ноэтический смысл, эмоционально-оценочные акты
и модальность 511
§ 44. Версии доминирования «ноэматического» и/или «семантического»
смысла. Экспрессивная теория Г. Шпета. — 511. § 45. Вопрос о степенях
и возможности полного разрыва ноэм и ноэс. — 514. § 46. Постановка
проблемы соотношения в феноменологии говорения актов душевной и
волевой сфер с модальностью. — 516
2.4. Интерпретация гуссерлевых идей о модальности с точки зрения
феноменологии непрямого говорения 517
§ 47. Ноэматическое предложение Гуссерля и идея опоры языка на пра-
модальную ноэсу. — 517. § 48. Модальная версия предикативного акта.
Возможны ли немодализированные акты говорения? — 518. §49.
Особо о модальности и нейтральном сознании. — 520. § 50. Нейтральное
сознание и язык. — 523. §51. «Особость» ноэтически-ноэматическо-
го строения ноэматических предложений модального сознания. — 527.
§ 52. Принципиальная опосредованность референции, связанная с
выражающей природой языковых актов. — 529. § 53. Неотмысливаемость
модальности. — 530. § 54. Идея функционального сходства модальности
и актов душевной и волевой сфер. «Неотмысливаемость» ноэтического
смысла. — 531
2.5. Тональность как ноэтический смысл и ее разновидности 533
§ 55. Тональность как второй наряду с модальностью тип
ноэтического смысла. — 533. § 56. Диапазон тональности по оси
''экспрессия/импрессия''. — 535. § 57. Моменты придания и экспликации экспрессии
(«вложение» и «проникновение»). — 541. § 58. Ноэматическая и ноэ-
тическая тональность. — 543. § 59. Разновидности тональности по оси
''смех/страх''. —543. § 60. Коммуникативный вектор тональности. — 544.
§61. Сводная номенклатура намеченных разновидностей ноэтического
смысла. — 545
Глава 3. Фокусы внимания, языковые модальности и
тональность
3.1. Фокус внимания 546
§ 62. Интенциональные и эгологические сдвиги и сцепления. — 546.
§ 63. Фокус внимания и его смены. — 546. § 64. Фокус внимания как
один из содержательных параметров акта говорения. — 550. § 65. Фокус
внимания, фокализация и голос. — 551. § 66. ФВ и синтаксический
субъект. — 553. § 67. Аттенциональные сдвиги в актах сознания и смены ФВ
в языке. — 555. § 68. Языковые инсценировки посредством фокусов
внимания. — 557. § 69. Фокус внимания и «многолучевое переживание». —
559. § 70. Нечто гипотетически общее. — 562. § 71. Временные сдвиги
ФВ — перестановки, разрывы, сращения. — 564. § 72. Ложные
пространственные разрывы ФВ. Метафора как ложная смена ФВ. — 568. § 73. О
природе ноэтического смысла в связи с ФВ. Значимость непротяженных
смыслов. — 569. § 74. Идеальные «вечные» смыслы — не предмет
феноменологии говорения. — 572. § 75. ФВ, кругозор и окружение. — 573
3.2. Языковая модальность 574
§ 76. Языковые модальности и связанные с ними концептуальные
затруднения. — 574. § 77. Проблема соотношения референции и
модальности. — 578. § 78. Особо о референции, нейтральной и инсценирующей
модальностях. — 581. § 79. Модальность и жанр. — 582
3.3. Совмещенный модально-тональный ракурс 582
§ 80. Причины и цели совместного рассмотрения модальности
и тональности. — 582. § 81. Модально-тональные сдвиги и их влияние
на смысл. — 583. § 82. Перефразирование как смена модально-тональных
моментов высказывания и потому изменение смысла. — 584. § 83.
Модально-тональные сдвиги и фокус внимания. — 586. § 84. Скрытые
смены ФВ с точки зрения их возможных маркеров. — 589. § 85. Смены
модально-тонального ракурса как способ развертывания смысла при
приостановке смен ФВ. — 590
Глава 4. Точка говорения, ее эгологическиемодификации
и кинестезы
4.1. Точка говорения 592
§ 86. Фокус внимания и точка говорения. — 592. § 87. Точка говорения
в интерсубъективно-эгологическом понимании. — 594. § 88. Точка
говорения, чистое Я и чистый автор. — 596. § 89. Чистый и первичный
авторы. — 600. § 90. Языковые наполнители точки говорения — вне и внутри
эгологической зоны. — 601. § 91. Пространственно-временные
кинестезы в интерсубъективно-эгологической сфере. — 603
4.2. Частные разновидности точек говорения 608
§ 92. Речевой центр. — 608. § 93. Референциальная сторона речевых
центров. — 613. § 94. РЦ и двуголосие. Двуголосие в терминах
феноменологии говорения. — 614. § 95. Неустранимость речевого центра «я».
Трехголосие, ирония и метафора. — 617. § 96. Коммуникативная
позиция. — 619. § 97. «Небезопасность» и «неизбежность» оглядки на
имманентное «ты».— 621. § 98. Чужие речевые центры и коммуникативная
позиция «ты». — 624. § 99. Коммуникативные позиции Я и Ты в
терминах феноменологии говорения. — 625. § 100. Кто говорит, кто слушает?
Мерло-Понти и Гуссерль. — 628. § 101. Речевые центры,
коммуникативные позиции и вторичный автор. — 630. § 102. Первичный и вторичный
авторы на нарратологическом фоне. — 631. § 103. Диапазон
причастности. — 631. § 104. Разновидности мы-позиций. — 633. § 105. Диапазон
тональности. — 637. § 106. Тональная метафора. — 638. § 107.
Взаимозависимость тональности и тематизма. — 639. § 108. Тональные смены по
Оглавление
тематическим основаниям и тематические смены по тональным
основаниям. — 641
4.3. Точка говорения, оживленный предмет речи
и инсценированная «смерть автора» 642
§ 109. Предмет речи как свернутая точка говорения. — 642. § 110. Предмет
речи как свернутая точка говорения и лосевский концепт «эйдетического
языка». — 644. § 111. Предмет как свернутая точка говорения. Гуссерль
и П. Рикер. — 645. § 112. Особенности свернутой точки говорения
предмета речи относительно других типов точек говорения. — 646. § 113. Не-
отмысливаемость точек говорения в языковом сознании и в любом типе
высказываний. — 647. § 114. Гипотетически о сменах точек говорения
изнутри семантики и извне ее. — 650. § 115. Неизымаемость
интерсубъективной эгологии. — 651. § 116. Инсценировки из точек говорения. — 652.
§ 117. Авторская позиция как типическая конфигурация точек говорения.
Инсценированные смерть и самоубийство автора. — 654
Приложение к работе «К феноменологии непрямого говорения» 658
Экскурс 1. Ноэсы, ноэмы и их отношения с семантикой у Гуссерля 658
§ 1. Ноэсы и ноэмы, — 658. § 2. К проблеме соотношении у Гуссерля
понятий «ноэматика» и «сфера значений» {семантика), — 659
Экскурс 2. Гуссерлевы акты выражения и акты извещения 661
Экскурс 3. Концепт ноэтического смысла и § 85 «Идей 1» 664
Экскурс 4. Доминирование ноэтического смысла над ноэматическим
у М. Хайдеггера 668
Экскурс 5. Экспрессивная теория Г. Шпета как версия
«аналитической феноменологии» 674
§ 1. Аргументация Шпета. — 674. § 2. Шпет, Е. Боратынский, смысл
и экспрессия. — 676. § 3. Шпетовская экспрессия, симпатическое
переживание, «комическое» и гипотеза А. Эйнштейна. — 678. § 4.
Перефразирование и «очищенный» от экспрессии смысл стихотворения
Боратынского. — 681. § 5. «Объективная» смысловая значимость
«экспрессии». — 683. §6. Система оговорок Шпета, усложняющих
и в конечном счете размыкающих ситуацию. — 685. § 7. Поэтический
пропуск в сферу смысла. — 686. § 8. «Ноэсоктомия», экспрессия и
синтаксис. — 688. § 9. Суггестивная сила шпетовских идей.
«Аналитическая феноменология». — 691
Экскурс 6. Фокус внимания и его смены на фоне «Идей 1» 693
Предметно-тематический указатечь 697
Именной указатечъ 713
Download
Для скачивания .torrent файлов необходима регистрация
Сайт не распространяет и не хранит электронные версии произведений, а лишь предоставляет доступ к создаваемому пользователями каталогу ссылок на торрент-файлы, которые содержат только списки хеш-сумм

Страница 1 из 1

Ответить на тему

   Похожие торренты   Торрент