Вера и знание. Соотношение понятий в классической немецкой философии
Год: 2008
Автор: Разеев Д.Н (отв. ред.)
Издательство: СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та
ISBN: 978-5-288-04479-3
Язык: Русский
Формат: DjVu
Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста
Интерактивное оглавление: Да
Количество страниц: 297
Описание: В последнее время в нашей стране ведется довольно острая полемика между представителями науки и церкви. Академики выступают за сохранение светского статуса государственных научных и образовательных институтов. Представители церкви возражают и ссылаются на то, что государство в своем движении обязано руководствоваться такими регулятивными принципами, в основе которых заложена приверженность духовным ценностям, а не сугубо материальное благосостояние. Между тем ведущаяся дискуссия - о соотношении веры и знания - имеет довольно глубокую традицию как в отечественной, так и в зарубежной мысли. Поэтому именно сегодня любое обращение к этой традиции, а в особенности - к наиболее великим ее проявлениям выглядит актуальным.
Предлагаемая вниманию читателей книга - результат сотрудничества философов разных стран в исследовании того, как решалась проблема соотношения веры и знания в одну из наиболее ярких эпох мировой философской мысли: в эпоху классической немецкой философии.
Для историков философии и культуры и самого широкого круга читателей, которым небезразлично само соотношение веры и знания.
От редактора 5
С. А. Чернов (Санкт-Петербург). Свобода: знание или вера? 8
Ю. В. Перов (Санкт-Петербург). Исторический смысл проблематики «вера
и знание» 26
В. Йешке (Бохум, ФРГ). Об условиях возможности философии религии после эпохи Просвещения 44
Ю. Штольценберг (Галле, ФРГ). Религиозное, моральное и эстетическое
сознание после Канта (Гегель — Фихте — Шлейермахер — Шлегель —
Шеллинг) 60
В. А. Жучков (Москва). Проблема знания и веры в философии Канта 81
Э. Ф. Караваев (Санкт-Петербург). Философско-методологический анализ
взаимосвязи веры и знания 87
Н. В. Мотрошилова (Москва). Иммануил Кант: что следует сделать с знанием, чтобы освободить место вере? 94
Д. Н. Разеев (Санкт-Петербург). Нашел ли Кант место для веры, ограничив наше знание? 100
X. Хофмайстер (Гейдельберг, ФРГ). Вера и знание. Попытка Канта говорить о Боге 108
Т. А. Акиндинова (Санкт-Петербург). Знание и вера в зеркале эстетической
рефлексии: Кант и Гёте 118
М. Ф. Быкова (Северная Каролина, США). Кант и Гегель: два ответа на
проблему отношения веры и знания 134
A. Н. Муравьёв (Санкт-Петербург). Гегель о знании и вере как необходимых предпосылках и моментах становления научного познания 149
М. Кастильо (Париж., Франция). Разум и чувство в теологических сочинениях молодого Гегеля 1793-1796 годов 158
B. В. Макаров (Санкт-Петербург). Отношение спекулятивной философии
Гегеля к принципу непосредственного знания 166
А. И. Тимофеев (Санкт-Петербург). Проблема взаимосвязи веры, мнения и
убеждения в «Феноменологии духа» Гегеля 172
Г. Цёллер (Мюнхен, ФРГ). «Абсолютная вера». Знание через незнание в
«Наукоучении» Фихте 1805 года 184
Р. Шефер (Гейдельберг, ФРГ). Этико-теологический ответ Фихте на адресованный ему упрек в атеизме и пантеизме 199
И. В. Шевченко (Санкт-Петербург). Соотношение веры и знания в философии Ф. Г. Якоби 213
Б. Зандкаулен (Йена, ФРГ). Концепция веры Якоби: между философией и
религией. Об устранении общепринятых недоразумений 226
В. А. Абашник (Харьков, Украина). Особенности религиозной философии
Й. Б. Шада (1758-1834) 242
Н. А. Дмитриева (Москва). Религия в пределах человечности: к истории
проблемы религии в философии Пауля Наторпа 260
М. Беккер (Санкт-Петербург). Определение веры и доброго дела у Лютера
и проявления этой взаимосвязи у Фихте и Гегеля 271
М. Фишер (Гейдельберг, ФРГ). Вера и знание в прозаическом фрагменте
Кафки «Молчание сирен» 289
Справка об авторах 293