Искусство про искусство, №237
Год: 2009
Автор: Андреева Е., Боровский А., Карасик И., Успенский А.
Жанр: Коллекции, собрания
Издательство: Государственный Русский музей, Palace Editions
ISBN: 978-5-93332-301-3
Серия: Государственный Русский музей (альманах)
Язык: Русский
Формат: PDF
Качество: Отсканированные страницы
Интерактивное оглавление: Нет
Количество страниц: 98
Описание: Искусство рефлексирует свою телеологию, систему ценностей, содержательные и выразительные средства и прочее с баснословных времен и по сей день. Эта обращенность на себя на разных этапах проявляется, видимо, по-разному. Может служить и тормозом, и двигателем. Но присутствует в художественной культуре всегда.
В ходе своего многовекового самоосуществления художественный процесс выявляет не менее устойчивый комплекс понятий, связанных так же с проблематикой подражания. Однако имеется в виду не подражание природе, а некоему высокому образцу, эталону. На разных этапах истории искусства до неузнаваемости изменяются, естественно, предмет и принципы такового подражания, однако некая историческая типология остается неизменной. Установка подражания канону (сейчас этот термин все чаще употребляется в качестве наиболее удобной референциальной рамки) может быть как бы внерефлексивной, данной a priori: так бывало в периоды развитой цеховой культуры, а также "культуры академий", во многом сохранявшей рудименты цехового сознания. Но может быть вполне концептуальной, как хотя бы в разных версиях историзма.