Главная| Трекер ▼| Поиск| Правила| FAQ| |
Автор | Сообщение |
---|---|
Анфиса
Супермодератор ![]() Сообщения: 53544 ![]() |
История и философия науки
![]() Год: 2012 Автор: Торосян В. Г. Издательство: М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС ISBN: 978-5-691-01584-7 Серия: Учебник для вузов Язык: Русский Формат: PDF/DjVu Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста Интерактивное оглавление: Да Количество страниц: 368 caute&Алькофрибас_ Описание: В учебном пособии история и философия науки представлены в органичном единстве. История науки рассматривается во взаимодействии ее «внутренней логики» и комплекса социокультурных факторов. Прослежена эволюция научного мышления с древности до начала XXI в. Автор раскрывает методологические особенности естественных и социально-гуманитарных наук. Обосновывается необходимость анализа природы, общества, науки как сложных самоорганизующихся систем. Учебное пособие для послевузовского профессионального образования адресуется аспирантам и соискателям любых специальностей, молодым ученым и преподавателям. Введение. Предмет истории и философии науки 3 Раздел I ИСТОРИЯ НАУКИ КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА 5 Глава 1. Наука и общество 5 Роль науки и техники в культурной истории человечества 5 Самоценность науки 6 Сила и слабость господства человека над природой 7 Наука и техника: «двуликий Янус» 8 Проблемы этики науки 9 Наука и техника в условиях кризиса цивилизации 11 От знания — к мудрости 13 Глава 2. Формирование философии науки и основные этапы ее развития ... 15 Проблемы научного познания в истории философии и науки 15 Позитивизм как философия науки 19 Постпозитивизм как реалистичная философия науки 23 Отечественные исследования в области философии науки 30 Глава 3. Природа научного познания. Наука в системе культуры 32 Внутренние и внешние факторы развития науки 32 «Счастливые» и «несчастливые» случайности в истории науки 37 Проблема «вписанности» в культуру 38 Традиции как эстафета 39 Соотношение научной истины и заблуждения 41 Основания науки и их структура 42 Стиль мышления науки 46 Раздел II ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ НАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ 48 Глава 4. Наука в Древнем мире 48 Начало науки 48 Наука Древнего Востока 49 Античная натурфилософия 55 Глава 5. Наука Средневековья 63 Социокультурная характеристика Средних веков 63 Отношение к античности 64 Теоцентризм как мировоззренческая и методологическая норма средневекового мышления 65 Отношение к науке 67 Средневековая «книга природы» 67 Схоластика как метод средневекового мышления 68 Проблема теодицеи и ее вклад в развитие научного мышления 70 Концепция «двух истин» как компромисс между религией и наукой 71 Достижения средневековой науки и техники 72 Глава 6. Наука эпохи Возрождения 73 Социокультурная характеристики эпохи 73 Возрастание значения науки 74 Гуманистическая убежденность в познавательных возможностях человека 76 Особое место художника-творца 78 Пантеизм как путь к исследованию природы 78 Противоречивая роль Реформации 79 Создание гелиоцентрической системы как величайшее достижение науки в эпоху Возрождения 80 Мировоззренческие и методологические следствия новой системы мира (Бруно, Кеплер, Галилей) 82 Глава 7. Наука Нового времени и Просвещения 86 «Знание — сила» и «Всем знать все обо всем» 86 Формирование классического естествознания 88 «Республика ученых» 92 Институциализация науки 94 Ньютоновская механика как апогей классического естествознания 96 Оборотная сторона ньютоновской механики 99 Энциклопедизм 100 Развитие социальных наук 102 Глава 8. Завершение классического естествознания и научная революция конца XIX — начала XX в 103 Социокультурная панорама XIX в 103 «Романтическая реакция» против механицизма и философский анализ его ограниченности 107 Великие открытия естествознания XIX в 111 Революция в естествознании конца XIX — начала XX в 112 «Физический идеализм» как «болезнь роста» 117 Раздел III СОВРЕМЕННОЕ НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ 121 Часть I. Философские проблемы современного естествознания 121 Глава 9. Основные результаты неклассического и постнеклассического естествознания 121 Превратности «необычайной эпохи» 121 Создание релятивистской космологии 122 Дальнейшее развитие и осмысление квантовой механики 123 Принцип неопределенности и принцип дополнительности 124 Основные принципы неклассического естествознания 126 Соответствие и несоответствие между классическим и неклассическим естествознанием 127 Разрешение парадоксов классического естествознания 128 От неклассического к постнеклассическому естествознанию 129 Глава 10. Методологические особенности современного естествознания ... 132 Конструкты современного естествознания, проблема их наглядности и отношения к реальности 132 Эмпирический и теоретический уровни познания 134 Мировоззрение и методология в современном естествознании 137 Глава 11. Ведущие концепции современного естествознания и их вклад в общенаучную картину мира 138 Физика в XX и XXI вв 138 Наука как искусство, открытие как изобретение 138 Инварианты и симметрии, уловимые и неуловимые 141 Основные типы взаимодействий и задача создания единой теории поля 142 Постнеклассическое понятие «элементарности» 143 Разнообразие форм причинности 144 Неслучайность случайностей в картине неравновесных процессов 145 «Порядок из Хаоса» 147 Самоорганизующаяся Вселенная современной космологии и космогонии ... 149 Особое место исследований Вселенной в культурной истории человечества 149 Особенности космологии как науки 150 Модели и сценарии эволюции Вселенной 153 Эволюция Вселенной как самоорганизация 156 Антропный принцип, его мировоззренческое и методологическое значение ... 158 Самоорганизация в химических и биологических процессах. Химико- биологические предпосылки и механизмы жизни 162 Особенности химии и ее концептуальные уровни 162 Диссипативные процессы как ключ к жизни 164 Открытые и закрытые системы 166 Механизмы происхождения и функционирования структур живого 168 Жизнь как самоорганизация 171 Характеристики жизни 173 Проблемы экологии и экологического воспитания 175 Что такое экология? 175 Значение экологического баланса на Земле 175 «Живое вещество» 178 Человек в экологическом балансе планеты 178 Естественный отбор как результат взаимодействия со средой 180 Синтетическая теория эволюции 181 «Этологический императив» 183 Роль игры в формировании личности 184 Здоровый образ жизни и его составляющие 185 Земля как самоорганизующаяся система 186 История человечества и космические циклы 187 Необходимость экоэтики и биоэтики 189 Сознание как природное и социокультурное явление 190 Эволюция представлений о сознании 190 Сознание как самоорганизация 191 Холотропная модель сознания 195 Квантово-механическая модель сознания 196 Подсознательное и бессознательное в структуре сознания 198 Искусственный интеллект как социальная проблема 202 Часть П. Философские проблемы социально-гуманитарного познания 207 Понятие социально-гуманитарных наук и социально-гуманитарного знания 207 Глава 12. Формирование и развитие социальных и гуманитарных наук 210 Формирование дисциплинарной структуры социально-гуманитарного знания 210 Классический этап в развитии социально-гуманитарного знания 212 Возникновение концепций культурно-исторических типов 215 Науки о природе и науки о культуре 220 Представления о социально-культурной истории в XX в 223 Игровые концепции культуры 233 Постмодернистский образ человека и культуры 235 Глава 13. Особенности социально-гуманитарного познания 239 Законы природы и закономерности социально-культурной истории 239 Объект и предмет социально-гуманитарного познания 240 Субъект социально-гуманитарного познания 242 Коммуникативные особенности социально-гуманитарного познания 243 Роль ценностей в социально-гуманитарной сфере 246 Глава 14. Основные категории социально-гуманитарного познания 251 Жизнь и смерть 251 Тема жизни в истории мировой культуры 252 Возвращение жизни в европейскую философию 252 Смерть как часть жизни 258 Время, пространство, хронотоп 260 Глава 15. Проблема истинности социально-гуманитарного знания 268 Истина и рациональность 268 Объяснение, понимание, интерпретация 272 Объяснение и понимание в социально-гуманитарных науках 272 Герменевтика как органон наук о духе 276 Интерпретация как инструмент понимания и объяснения 279 Вера, сомнение, знание 283 Глава 16. Философские проблемы специальных социально-гуманитарных наук .. .288 Философские и методологические проблемы филологических наук 288 Философские проблемы психологической науки 294 Философские проблемы исторической науки 298 Философские проблемы социологической науки 300 Философско-методологические проблемы наук о государстве и праве 304 Философские проблемы политических наук 308 Философско-методологические проблемы экономической науки 310 Глава 17. Философские проблемы образования 316 Педагогика и философия образования 316 Основные проблемы философии образования 317 Проблема эффективности образования 317 Соотношение общечеловеческого, национального и индивидуального в образовании и воспитании 319 Сущность национального образования 320 Актуальность концептуальных изменений в образовании 322 Эволюция образования и педагогической мысли 325 Место образования в общественной жизни и общественной мысли 325 Образование и воспитание в Древнем мире 326 Античная пайдейя 329 Средневековое образование и воспитание 331 Образование эпохи Возрождения 333 Просвещение 335 Европейское образование в XIX в 338 Зарубежное образование XX в 340 Образование в России 341 Советское образование и воспитание 347 Проблемы и перспективы современного образования 349 Образование на распутье 349 Актуальность гуманизирующего образования и воспитания 351 Образование как формирование личности 353 Заключение. Наука XXI в. и перспективы человечества 358 Помоги нашему сайту на расходы за сервер и качай торренты НЕОГРАНИЧЕННО!Пожертвовать 100 ₽ ![]() Или 2204 1201 2214 8816, с комментарием "Помощь трекеру" Связь с администрацией |
Страница 1 из 1 |
![]() |
|