Главная| Трекер ▼| Поиск| Правила| FAQ| |
Автор | Сообщение |
---|---|
Искра
Модератор ![]() Сообщения: 30721 ![]() |
История античной литературы. Книга 1. Древняя Греция. Книга 2. Древний Рим
![]() Год: 2001 Автор: Гиленсон Б.А. Жанр: Учебное пособие, история литературы Издательство: М.: Флинта: Наука ISBN: 5-89349-306-0, 5-02-022676-9; 5-89349-314-1, 5-02-022677-7 Тираж: 5000 экз. Язык: Русский Формат: PDF/DjVu Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста Количество страниц: 416+384 Описание: В живой наглядной форме представлены главные вехи в развитии античной литературы, дан филологический анализ. Особое внимание уделено восприятию античного литературного наследия в России. Для студентов, преподавателей и всех интересующихся историко-культурными вопросами. Древняя Греция Предисловие Введение. АНТИЧНОСТЬ КАК КОЛЫБЕЛЬ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ. 9 Историческая роль Эллады (с. 9) Греция — родина демократии (с. 10) 1. Мировое значение литературы Древней Греции 11 2. Античность и Восток 12 3. Античное наследие в Европе 14 Рим и Средневековье (с. 14) Классицизм (с. 15) Античность и XX век (с. 16) 4. Античность и русская культура 17 5. География и этнография античного мира 20 «Дочь моря и земли» (с. 20) Древнейшее население Греции (с. Коло- низация (с. 22) 6. Источники знаний об античности 23 Литературные памятники (с. 24) Папирус и пергамент (с. 24) Находки археологов (с. 25) Кносский дворец (с. 25) Микены (с. 26) «Детство че- ловечества» (с. 28) 7 Греческий образ жизни 28 Эллин: характер и менталитет (с. 28) Воспитание и образование (с. 30) Дух соревнования (с. ЗП Особенности бытового уклада (с. 31) Пиры (с. 33) Одежда греков (с. 35) Внешний вид (с. 35) Украшения (с. 35) Погребаль- ный обряд (с. 36) Рабство (с. 36) Труд рабов (с. 38) Тема рабства в литературе (с. 39) Воспитание гражданина (с. 39) Нравственное воспита- ние (с. 41) Обучение (с. 41) Воспитание девушек (с. 42) В греческой школе (с. 43) Высшее образование (с. 43) 8. Периодизация греческой литературы 44 9. Межпредметные связи. 45 10. Литература 45 Часть первая. АРХАИЧЕСКИЙ ПЕРИОД 47 Глава I. Мифология 47 1. Миф и его природа 47 Понятие о мифе (с. 47) Мифы и реальность (с. 48) Мифология и литера- тура (с. 48) Миф как способ позна+шя мира (с. 49) Уникальность грече- ской мифологии (с. 50) Антропоморфизм богов (с. 50) Мифология как часть человеческой культуры (с. 51) 2. Боги 52 Боги и люди (с. 52) «Олимпийцы» (с. 53) Зевс (с. 53) Другие обитатели Олимпа (с. 54) Аполлон и музы (с. 54) Артемида и Афина (с. 55) Афро- дита — богиня любви (с. 56) Миф об Адонисе (с. 57) Эрот, сын Афроди- ты (с. 57) Другие боги (с. 58) Боги «второго ряда» (с. 59) 3. Мифологические герои Миф об Орфее и Эвридикс (с. 60) Геракл и его подвиги (с. 61) Смерть Геракла (с. 63) Во имя людей (с 64) Миф о Дедале и Икаре (с. 64) Со- временная «мифология» (с. 66) 4. Фольклор 66 Обряды (с. 66) Песни (с. 67) Басня (с. 68) Эзоп (с. 69) Глава II. Героический эпос. 70 1. Миф о Троянской войне 70 Историко-географические реалии (с. 73) 2. Под стенами Трои. Композиция и сюжет «Илиады» 73 Гнев Ахилла: завязка событий (с. 73) Композиция поэмы: двуплано- вость (с. 74) Эпизод с Ферситом (с. 74) Поединки героев (с. 74) Гектор. Прощание с Андромахой (с. 75) Гибель Патрокла (с. 76) Месть Ахиллеса. Поединок с Гектором (с. 77) Финал поэмы (с. 78) 3. Возвращение на Итаку: Композиция и сюжет «Одиссеи». 79 «Одиссея»: отличие от «Илиады» (с. 79) Развитие сюжета. Телемах в поис- ках отца (с. 80) Нимфа Калипсо и царь Алкиной (с. 81) Рассказ Одиссея (с. 82) Одиссей на Итаке. У свинопаса Евмея (с. 84) Одиссей и Евриклея (с. 85) Месть женихам (с. 85) Одиссей и Пенелопа: «узнавание» (с. 86) Развязка событий в поэме (с. 86) 4. Система образов в поэмах 87 Общие особенности героев поэмы (с. 87) Ахилл (с. 88) Агамемнон (с. 89) Гектор (с. 90) Одиссей (с. 90) Женские образы (с. 91) Любовь и семья в поэмах (с. 93) Олимпийские боги (с. 94) Любовь Афродиты и Ареса (с. 95) Андре Боннар о богах у Гомера (с. 95) 5. Поэтика гомеровского эпоса 96 Эпический стиль (с. 97) Искусство композиции (с. 97) Повествование через перечисление (с. 97) Эпическое раздолье (с. 99) Слиянность с окружающей природой (с. 99) Живописность и пластичность (с. 100) Постоянные эпитеты (с. 101) Конкретность художественного пространст- ва ($. 101) Ритм повествования. Гексаметр (с. 102) Героический эпос. На- родные исполнители (с. 102) 6. Гомеровская Греция 103 «Энциклопедия греческой жизни» (с. 103) Отражение социальной струк- туры* общества (с. 104) Рабство в поэмах (с. 104) Военная демократия: власть царей (с. 105) Две исторические эпохи в поэмах (с. 106) 7 Гомеровский вопрос 106 Особые трудности изучения поэм (с. 106) Ранний этап изучения Гомера (с. 107) Гомер в веках (с. 108) Гомер во Франции и Германии (с. 109) Споры о происхождении поэм. Теория «малых песен» (с. 109) Теория «единого зер- на» (с. ПО) Проблема авторства поэм (с. Ill) Современное состояние гомеровского вопроса (с. 111) Научный подвиг Шлимана (с. 112) 8. Русский Гомер Начало известности (с. 113) Переводы Н. Гнедича и Жуковского (с. 114) Гомер и русские писатели (с. 116) Глава III. Дидактический эпос. Гесиод Биография Гесиода (с. 118) Композиция поэмы (с. 119) Хвала труду (с. 119) Дидактический элемент в поэме (с. 120) Значение Гесиода (с. 122) Глава IV. Лирика VII—VI вв. до н.э.. 122 1 Лирическая поэзия: истоки и жанры 123 Поэзия и музыка (с. 123) Жанры лирической поэзии (с. 124) 2. Архилох Биография (с. 125) «Язвительные ямбы» Архилох и Нсобула (с. 128) 3. Мастера элегии. 130 Тиртей (с. 130) Солон (с. 131) Фсогнид (с. 132) 4. Монодическая лирика.. 133 Алкей (с. 134) 5. Сапфо 134 Биография (с. 135) Алкей и Сапфо (с. 136) «Дом, посвященный музам» (с. 136) Новаторство Сапфо (с. 137) Адресаты стихов Сапфо (с. 139) Гимн Афродите (с. 140) Природа в стихах Сапфо (с. 141) Мировое значе- ние Сапфо (с. 142) 6. Анакреонт 142 Биография (с. 143) Общий характер творчества (с. 144) Своеобразие лю- бовной лирики (с. 145) Певец вина и пиров (с. 147) Мировое значение (с. 149) 7 Хоровая лирика 150 8. Пиндар 151 «Олимпийские» эпиникии (с. 152) IX Пифийская ода (с. 152) Художест- венное своеобразие Пиндара (с. 153) Мировое значение (с. 154) Межпредметные связи. 154 Литература. 155 Часть вторая. КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД 158 Глава V. Греческое общество и культура в V—IV вв. до н.э.. 158 1. Афины: становление демократии. 159 Возвышение Афин (с. 159) Греко-персидские войны (с. 160) Пелопон- несская война (с. 161) Перикл. Вехи биографии (с. 162) Поборник демо- кратии (с. 164) 2. Культура и искусство в «век Перикла» 166 «Красота, воплощенная в простоте» (с. 166) Шедевры Акрополя. Парфе- нон (с. 166) Градостроительство (с. 168) Скульптура (с. 169) Живопись (с. 169) 3. Греческий театр. Происхождение и структура трагедии 170 Фольклорно-обрядовые истоки театра (с. 170) Великие Дионисии (с. 171) Становление трагедии (с. 172) Устройство греческого театра (с. 173) Осо- бенности драмы (с. 174) Театр в жизни античного общества (с. 174) Гре- ческий театр: особенности постановок (с. 175) Игра актеров (с. 177) Мир — театральная сцена (с. 178) Глава VI. Эсхил 179 1. «Отец трагедии» 179 Драматурге мечом гоплита (с. 180) Наследие Эсхила (с. 181) 2. «Персы». 182 У гробницы царя Дария (с. 182) «В бой за свободу родины» (с. 183) Фи- нал трагедии (с 184) Жанровое своеобразие (с. 185) 3. «Прометей прикованный» Замысел тетралогии (с. 185) Подвиг Прометея (с. 185) Прометей бла- годетель человечества (с. 187) Прометей и Гермес (с. 188) Особенности композиции (с. 189) Образ Прометея в мировой литературе (с. 190) 4. Трилогия «Орсстейя» 190 Проклятие на родом Атридов (с. 191) «AiavicMHOH» 191 Возвращение Атрида (с. 191) Образ К; *андры (с. 192) Месть Клитемне- стры (с. 193) «Хоэфоры». 194 У могилы Агамемнон: 194) Месть Орест; 195) «Эвмениды» 196 Орест в Дельфах (с. 196) Перед храмом Паллады (с. 197) Мудрость Афи- ны (с. 198) Социальный смысл трилогии (с. 199) Эсхил: страницы сцени- ческой истории (с. 199) 5. Поэтика Эсхила 200 Структура трагедий (с. 200) Образы Эсхила (с. 201) Стиль и язык (с. 202) Мифологическое мироощущение (с. 202) Мировое значение Эсхила (с. 203) Глава VII. Софокл 205 1. «Любимец богов»: общая характеристика 205 Вехи биографии (с. 205) Общественная деятельность (с. 206) Осень пат- риарха (с. 207) Посмертная слава (с. 207) Общая характеристика творче- ства (с. 208) Наследие Софокла (с. 209) 2. «Царь Эдип». 209 Особенности композиции (с. 209) Мифологическая основа трагедии (с. 210) Эдип в поисках истины (с. 211) Развитие драматургического дейст- вия (с. 211) Эдип и Тиресий (с. 212). Эдип и Креонт (с. 213) Эдип и Иокаста (с. 213) Рассказ Эдипа (с. 214) Финал трагедии (с. 215) «Эдип в Колоне» (с. 217) 3. «Антигона» 217 Предыстория (с. 217) Антигона и Йемена (с. 218) Антигона и Креонт (с. 219) Креонт и Гемон (с. 219) Антигона перед лицом небытия (с. 220) Развязка (с. 221) И.С. Тургенев о трагедии (с. 222) Героический пафос (с. 222) ОбрМз Антигоны в литературе XX века (с. 223) 4. «Электра» 224 Развитие драматического действия (с. 224) Электра и Хрисофемида (с. 226) Гибель Клитемнестры и Эгисфа (с. 227) 5. Поэтика Софокла 228 Характеры у Софокла (с. 228) Принципы контрастирования (с. 229) Мас- терство композиции (с. 229) Язык и стиль (с. 230) Искусство диалога (с. 230) Мировое значение (с. 230) Софокл в России (с. 232) Глава VIII. Еврипид 232 1 «Философ сцены»: общая характеристика. 233 Вехи биографии (с. 233) Друзья Еврипида (с. 234) Семья Еврипида (с. 234) Поздние годы (с. 234) Уроки мастера (с. 235) Общественно-по- литические воззрения (с. 235) «Философ сцены» (с. 237) 2. «Медея» 238 Мифологическая основа (с. 238) Пролог (с. 238) Развитие драматургич- еского действия (с. 239) Образ Медеи (с. 240) Медея и Ясон (с. 240) Психологизм образа Медеи (с. 241) Новаторство Еврипида (с. 242) Об- щечеловеческий пафос трагедии (с. 242) Сценическая интерпретация «Медеи» (с. 243) 3. «Ипполит» Мифологическая основа (с. 244) Развитие действия (с. 244) Психологизм образа Федры (с. 245) Развязка трагедии (с. 246) Переработка еврипидов- ского сюжета Расином (с. 247) 4. ^« И фи ген и я в Амиде» Источники сюжета (с. 249) Развитие действия (с. 249) Жизнь за Элладу (с. 251) Пафос трагедии (с. 252) Поэтика Еврипида «Трагичнейший из поэтов» (с. 253) Психологизм (с. 253) Композиция трагедий (с. 253) Судьба наследия (с. 255) Еврипил в России (с. 255) «Федра» в Камерном театре (с. 256) Глава IX. Происхождение и развитие комедии. Аристофан 257 1. Фольклорные истоки комедии 257 Связь с народными празднествами (с. 257) Карнавальное начало (с. 259) Первые комедиографы (с. 259) 2. Древнеаттическая комедия 260 Этапы развития комедии (с. 260) Природа древнеаттической комедии (с. 260) Жизнь в зеркале сатиры (с. 261) Структура комедии (с. 261) Особенности постановок комедий (с. 262) 3. Аристофан. Общая характеристика Биография (с. 263) Наследие Аристофана (с. 263) Активный противник войны (с. 265) 4. «Лисистрата» 266 Аристофан и Пелопоннесская война (с. 266) Обстоятельства создания ко- медии «Лисистрата» (с. 266) Развитие действия. Бунт женщин (с. 267) Защита прав женщин (с. 268) Капитуляция сторонников войны (с. 269) Сценическая история комедии (с. 270) 5. «Всадники» 270 Обстоятельства создания комедии (с. 270) Клеон как прототип Пафлагон- ца (с. 271) Особенности драматического действия (с 272) Агон Колбас- ника и Клеона (с. 273) Финал комедии (с. 274) 6. «Облака» 274 Софисты и софистика (с. 275) Сократ (с. 275) Развитие действия в «Об- лаках» (с. 277) Обучение в «мыслильне» (с. 278) Стрепсиад и Фидиппид (с. 279) Значение комедии (с. 280) 7 «Лягушки» 281 Своеобразие композиции (с. 281) Эсхил и Еврипид. Агон двух трагиков (с. 282) Точка зрения Еврипида (с. 283) Точка зрения Эсхи; а (с. 284) Пафос комедии (с. 285) 8. Классик сатиры 286 Идейно-тематические особенности комедий (с. 286) Художественные приемы (с. 286) Язык Аристофана (с. 287) Эволюция Аристофана (с. 288) Значение Аристофана (с. 288) Глава X. Проза в V—IV вв. до п.: 289 1 Ораторское искусство 290 Красноречие в жизни эллинов (с. 291) Красноречие и демократическая система (с 291) Теория и практика ораторского искусства (с. 292) Судеб- ное красноречие (с. 293) Лисий (с. 294) Наследие Лисия (с. 294) Речь «Об убийстве Эратосфена» (с. 294) 2. Демосфен. 295 Биография. Тяжба с опекунами (с. 295) Политический оратор. Первые шаги (с. 296) Борьба против Филиппа (с. 297) Полемика с Эсхииом: агон двух ораторов (с. 300) Победа Демосфена (с. 301) Героическая смерть Демосфена (с. 302) Демосфен — идеолог демократии (с. 305) Классик красноречия (с. 307) 3. Историческая проза. 308 История в жизни эллинов (с. 308) 4. Геродот 310 Вехи биографии (с. 310) «История» Геродота (с. 311) Вставные новеллы (с. 312) 5. Фукидид 313 Вехи биографии (с. 314) Летописец Пелопоннесской войны (с. 314) «Ис- тория» Фукидида (с. 315) Особенности труда Фукидида (с. 316) Речь Пе- рикла (с. 316) Описание чумы в Афинах (с. 317) Оценки Фукидида (с. 318) 6. Ранняя философская проза 318 7. Платон 321 Биография. Воспитание и образование (с. 321) Академия Платона (с. 322) Годы странствий (с. 323) Наследие Платона (с. 324) Философские взгля- ды. «Идеи» Платона (с. 325) Политические взгляды Платона (с. 325) Платон о природе искусства (с. 326) Этика Платона. Трактат о любви «Пир» (с. 327) Значение Платона (с. 329) 8. Аристотель. 330 Биография (с. 330) Педагогическая деятельность (с. 331) Научное насле- дие (с. 331) Политические взгляды (с. 332) Философские и этические взгляды (с. 333) Основоположник эстетики (с. 333) Теория подражания: «мимесис» (с. 334) Учение о трагедии (с. 335) Катарсис и споры о нем (с. ^36) Значение Аристотеля (с. 337) Меж предметные связи. 337 Литература. 338 Часть третья. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ И РИМСКИЙ ПЕРИОДЫ 344 Глава XI. Эллинизм: исторические предпосылки, общество, культура 344 1. Александр Македонский и его походы. 345 Возвышение Македонии (с. 345) Александр: полководец и государствен- ный деятель (с. 345) Аристотель — учитель Александра (с. 346) Походы Александра Македонского (с. 347) Александр как личность (с. 348) Алек- сандр в художественной литературе (с. 349) 2. Государство и общество в эпоху эллинизма 350 Общие особенности эллинизма (с. 350) Религия (с. 351) Восточные мо- нархии и их быт (с. 351) Архитектура (с. 352) Наука и культура Гуманитарные науки (с. }52) Точные и естественные науки (с. 35 3) Фи- лософские школы. Стоики (с. 354) Эпикурейцы (с. 355) Киники (с. 355) Эмансипация женщин (с 356) ИзобразитсяьносГ'искусство (с. 357) Об- щие особенности культуры (с. 358) Глава XIT. Литература эллинизма 359 1. Новоаттическая комедия. 360 Особенности тематики (с. 360) Типология xi актеров и сюжетов (с. 2. Менандр 361 «Угрюмец» (с. 362) «Третейский суд» (с. 363) Психологизм коме* Гу- манистический пафос (с. 365) Значение Менандра (с. 366) 3. Александрийская поэзия Общие особенности (с. 366) Культ формы (с. 367) Любовно-эротические мотивы (с. 368) 4. Феокрит. Идиллии 5. Калл и мах «Причины» (с. 371) «Локон Береники» 372) Художественная програм- ма Каллимаха (с. 372) 6. Аполлоний Родосский «Аргонавтика» (с. 373) Художественное своеобразие (с. 7 Герод. Глава XIII. Закат великой литературы: Римский период 1. Греческое Возрождение Историки (с. 378) Философия. Эпиктет (с. 378) 2. Роман 379 «Эфиопика» Гелиодора (с. 380) «Дафнис и Хлоя» (с. 381) 3. Плутарх 382 Вехи биографии (с. 383) Наследие Плутарха (с. 384) «Нравственные со- чинения» (с. 384) «Сравнительные жизнеописания» (с. 385) История в «Лицах» (с. 385) Лепка характеров (с. 386) Плутарх художник (с. 386) Значение Плутарха (с. 387) 4. Лукиан 387 Эпоха Лукиана (с. 388) Вехи биографии (с. 388) Наследие Лукиана (с. 389) Пародирование риторики (с. 390) Диалоги о богах (с. 390) «Разговоры ге- тер» (с. 393) Критика шарлатанов и лжефилософов (с. 395) Эстетические взгляды (с. 396) Значение Лукиана (с. 397) Межпредметные связи. 397 Литература. 397 Заключение. 400 Литература. 403 Синхронистическая таблица 404 Древний Рим Предисловие 5 Введение 8 1. Рим: особенности исторического процесса 8 Древнейший период (с. 8) Легендарное прошлое Рима (с. 9) Эпоха ца- рей (с. 10) Ранняя Республика (с. 11) Войны с италийскими племена- ми (с. 11) Становление власти Рима в Италии (с. 12) Пунические войны: дальнейшая экспансия Рима (с. 13) Победы на Востоке (с. 14) Кризис Республики (с. 15) Эпоха Империи (с. 15) Общие особенности историче- ского процесса (с. 15) 2. Римский образ жизни 16 Римлянин: Некоторые национальные особенности (с. 16) Бытовой уклад (с. 18) Экономика (с. 18) Торговля (с. 19) Семья (с. 19) Мораль (с. 20) Женщина в римском обществе (с. 22) Героини (с. 23) Римская матрона: портрет в интерьере (с. 25) 3. Религия. 27 Религия в быту (с. 27) Римский Олимп (с. 28) Обрядность (с. 29) Рели- гия и государство (с. 30) Весталки (с. 31) Юпитер Капитолийский (с. 32) 4. Образование 32 Начальная школа (с. 33) Школа грамотности (с. 33) Школа третьей сту- пени (с. 34) Римляне в Афинах (с. 34) 5. Рабство 35 Положение рабов (с. 35) Экспансия Рима и рабство (с. 36) Вольноотпу- щенники (с. 37) 6. Государство 38 Республика (с. 38) Три формы власти (с. 38) Выборы (с. 39) Магистра- ты (с. 40) Сенат (с. 41) Римское право (с. 41) 7 Римская словесность: самобытность, периодизация. 42 Межпредметные связи 46 Литература 46 Часть первая. ЭПОХА РЕСПУБЛИКИ 48 АРХАИЧЕСКИЙ И РАННИЙ ПЕРИОДЫ. 48 Глава I. Фольклор и его жанры. 48 Песенный фольклор (с. 48) Сатурналии (с. 50) Триумфальные песни (с. 51) Пословицы и поговорки (с. 52) Глава II. Первые писатели Рима 54 1. Ливии Андроник 55 2. Гней Невий 57 3. Квинт Энний 58 Глава III. Плавт 60 1. Театр эпохи Плавта 61 Жизнь комедиографа (с. 61) Театр в Риме (с. 61)'" Театр и фольклор (с. 62) Комедии «паллиата» и «тогата» (с. 63) 2. Общая характеристика творчества. 64 Греческие элементы (с. 64) Римские элементы (с. 64) 3. «Клад» 65 Завязка (с. 65) Развитие действия (с. 66) Тип скупого в мировой литера- туре (с. 68) 4. «Хвастливый воин» 69 Экспозиция (с. 69) Завязка (с. 70) Развязка (с. 72) 5. «Раб-обманщик» 72 Экспозиция (с. 73) Развитие действия (с. 73) Торжество Псевдола (с. 74) Пятый акт — финал комедии (с. 76) Эволюция образа слуги в литературе (с. 76) 6. Художественное своеобразие Плавта 76 Искусство драматурга (с. 77) Мастер комического (с. 78) 7 Плавт в веках. 79 Глава IV. Теренций. 80 1. Биография. Общий характер творчества. 80 Жизненные вехи (с. 80) Наследие Теренция (с. 81) Теренций и Плавт (с. 82) 2. «Братья» 83 Экспозиция и завязка (с. 83) Развитие действия (с. 85) Перипетии (с. 85) Развязка (с. 87) 3. Значение Теренция. 88 ЛИТЕРАТУРА КОНЦА II в. до н.э. - 30 г. до н.э. 89 Глава IV. Время гражданских войн и литературный процесс 89 1. Кризис и падение Республики 89 Реформы братьев Гракхов (с. 89) Плутарх о братьях Гракхах (с. 90) По- следний век в истории Републики (с. 90) Гражданские войны (с. 92) 2. Общие особенности литературного процесса 93 Греческое влияние (с. 93) Жанровое своеобразие (с. 94) Филология. Вар- рон (с. 95) Историография (с. 95) Полибий (с. 96) Гай Саллюстий Крисп (с. 97) Поэзия. Луцилий (с. 98) Глава*У1. Цицерон 100 1. Биография . 101 Воспитание оратора (с. 101) В эпоху Суллы (с. 101) Дело Секста Росция (с. 102) Речь против Верреса (с. 102) Борьба с Катилиной (с. 103) Цице- рон и Клодий (с. 104) Годы гражданской войны (с. 106) Гибель Цицеро- на (с. 107) Цицерон как человек (с. 108) 2. Мастерство оратора. 108 Речи: общие особенности (с. 109) Художественное слово (с. 109) Ритори- ческие приемы (с. ПО) 3. Сочинения по риторике. .... 112 Образ истинного оратора (с. 112) Трактат «Об ораторе» (с. 113) 4.Трактаты: политика, этика, человек 114 Концепция государства (с. 114) «Об обязанностях» (с. «О старости» (с. 116) «О дружбе» (с. 116) 5. Эпистолярное наследие 118 6. Афоризмы Цицерона 119 7 Значение Цицерона. 120 Глава VII. Юлий Цезарь 122 1. Государственый деятель. Полководец. Человек 122 Ранние годы (с. 123) Восхождение на политической арене (с. 123) Пер- вый триумвират (с. 124) Гражданская война (с. 124) Цезарь в Египте. Ро- ман с Клеопатрой (с. 125) Окончание гражданской войны (с. 127) Смерть Цезаря (с. 128) Многообразие талантов (с. 128) 2. Литературное наследие 130 «Записки о галльской войне» (с. 130) «Записки о гражданской войне» (с. 132) «Записки» как жанр (с. 132) 3. Герой литературы 133 Глава VIII. Катулл 135 1. Поэтический мир Катулла 135 Катулл и «неотерики» (с. 136) «Ученый поэт». «Аттис» (с. 137) «Бранные стихи» (с. 138) 2. Цикл Лесбии: интимный дневник поэта 140 Палатинская Венера (с. 140) Катулл и Клодия (с. 141) «Интимный днев- ник» (с. 142) «И ненавижу, и люблю» (с. 145) 3. Катулл в веках 147 Глава IX. Лукреции. 149 1. «О природе вещей»: жанр и источники 150 Жанровое своеобразие (с. 150) Источники поэмы (с. 151) Этика Эпи- кура (с. 152) 2. Проблематика и композиция поэмы 153 Философский эпос (с. 153) Славословие Эпикуру (с. 154) Тематика поэ- мы (с. 155) 3. Лукреций — художник слова 159 Новатор (с. 159) Особенности композиции поэмы (с. 159) Аналогии и развернутые сравнения (с. 161) Риторические приемы (с. 162) Язык поэ- мы (с. 162) Лукреций в веках (с. 163) Межпредметные связи. 164 Литература. 164 Часть вторая. ЭПОХА ИМПЕРИИ 169 «ВЕК АВГУСТА». 169 Глава X. Литература и культура на историческом переломе 169 1. Принципат Августа 170 Путь к власти (с. 170) «Первый среди равных» (с. 171) Обожествление Августа (с. 172) Принцепс как человек (с. 173) 2. Идеологическая и культурная политика принцепса 174 «Дела божественного Августа» (с. 174) Попытки морального оздоровления общества (с. 175) Рим в эпоху Августа (с. Ь26) Август и литература (с. 176) Меценат (с. 177) 3. Литература и культура в конце I в. до н.э. — начале I в. н.э. Общие тенденции 178 Расцвет поэзии (с. 178) Тибулл (с. 178) Проперций (с. 179) Тит Ливии (с. 180) Глава XI. Вергилий 182 1. Жизненный путь. 182 Биография (с. 182) Общий характер творчества (с. 183) 2. На подступах к «Энеиде». «Буколики» и «Георгики» 184 «Буколики» (с. 184) Тематика эклог (с. 185) «Георгики» (Georgica) (с. 187) Особенности тематики (с. 187) Гимн труду (с. 188) 3. «Энеида»: жанр и композиция 189 Жанровое своеобразие (с. 189) Мифологическая основа (с. 190) Компо- зиция (с. 191) 4. Странствия Энея (книги I—VI). 191 Сюжетные перипетии первой части (с. 191) Эней в Карфагене (с. 192) Рас- сказ Энея (с. 192) Гибель Лаокоона (с. 193) Эней в пылающей Трое (с. 194) Приключения Энея (с. 195) Любовь Энея и Дидоны (с. 196) Любовь и долг (с. 198) Эней в Сицилии (с. 199) Эней в царстве мертвых (с. 199) Пророчество о величии Рима (с. 200) 5. Эней в Италии (книги VII—XII). 200 Эней и Латин (с. 201) Эней и Эвандр (с. 201) Щит Энея (с. 202) Гибель Ниса и Эвриала (с. 203) Бой Турна с Паллантом (с. 203) Подвиги Камил- лы и ее гибель (с. 204) Единоборство Энея и Турна (с. 204) 6. Художественное своеобразие «Энеиды» 205 Вергилий и Гомер (с. 205) Тенденциозность «Энеиды» (с. 206) Идеализация древности (с. 207) Образы поэмы (с. 207) Стиль и язык «Энеиды» (с. 208) 7. Вергилий в веках 210 Вергилий и христианство (с. 210) Эпоха Возрождения (с. 211) Вергилий в России (с. 212) Глава XII. Гораций 213 1. Биография 214 Ранние годы (с. 214) Гораций и Август (с. 215) Поздние годы (с. 216) 2. Эподы. Сатиры. Послания 217 ЭпоЯы (с. 217) Гораций и Меценат (с. 217) Сатиры (saturae) (с. 218) Го- раций и Луцилий (с. 218) Проблематика сатир (с. 219) Послания как жанр (с. 221) Проблематика посланий (с. 222) 3. Оды: политика, философия жизни, любовь 223 Гораций и одическая традиция (с. 223) Прославление Октавиана Августа (с. 224) Политические мотивы од (с. 224) Римские оды (с. 225) «Песнь Столетия» (с. 227) Философия «золотой середины» (с. 227) Любовная ли- рика (с. 228) Особенности трактовки любовной темы (с. 230) 4. Эстетика Горация 231 «Послание к Писонам» (с. 231) Композиция поэтического произведения (с. 232) Эллинское наследие (с. 233) Драматургическое искусство (с. 234) Образ поэта (с. 234) Проблема таланта и знания (с. 235) Роль критика (с. 236) Послание «К Августу» (с. 236) 5. Мастерство Горация 237 Стихотворные размеры (с. 238) Слово и образ (с. 238) Афоризмы и сен- тенции (с. 239) 6. Гораций в веках 240 Гораций в Западной Европе (с. 240) Русский классицизм и Гораций (с. 241) Стихотворение Горация «Памятник». Его переводы и переложения на рус- ский язык (с. 241) Пушкин и Гораций: два «Памятника» (с. 243) Тенден- циозные оценки Горация (с. 245) Глава XIII. Овидий 246 1. Жизненный путь. 247 Становление поэта. Школа риторического искусства (с. 247) Вехи творче- ства (с. 248) Месть Августа (с. 250) В ссылке (с. 251) 2. Раннее творчество. 252 «Песни любви» (с. 253) «Героини» (с. 254) «Искусство любви» (с. 257) «Средство от любви» (с. 260) 3. «Метаморфозы» 261 Общий характер поэмы (с. 262) Источники (с. 262) Художественная об- работка мифов (с. 263) Композиция (с. 265) Основные мифы (с. 265) Нарцисс (с. 266) Пирам и Тисба (с. 266) Ниоба (с. 267) Дедал и Икар (с. 268) Филемон и Бавкида (с. 268) Другие мифы (с. 269) Богатство ху- дожественного мира поэмы (с. 269) 4. «Фасты». 271 5. Позднее творчество 272 «Скорбные элегии» (с. 272) Обращения к Августу (с. 272) «Послания с Понта» (с. 273) Тема поэта и поэзии (с. 274) 6. Пушкин и Овидий 274 В годы южной ссылки (с. 275) «К Овидию» Пушкина (с. 276) Образ Ови- дия в поэме «Цыганы» (с. 278) «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК». 280 Глава XIV. Римское общество в послеавгустовскую эпоху: политика, нравы, художественная жизнь 280 1. Политический климат 280 2. Моральный кризис общества 282 Углубление социальных противоречий (с. 282) «Хлеба и зрелищ» (с. 283) Гладиаторы: «народный праздник смерти» (с. 284) «Сладкая жизнь» богачей (с. 285) Кризис семьи (с. 286) Нравы Палатинского холма (с. 287) 3. Особенности литературного процесса 287 Писатели и власть (с. 287) Лукан (с. 288) «Серебряный век»: проблемати- ка, жанры, стиль (с. 289) 4. Тацит 291 Значение Тацита (с. 294) Периодизация литературы «серебряного века» (с. 294) Глава XV. Сенека 295 1. Жизненный путь. 295 Ранний период (с. 295) Ссылка и возвращение (сл296) Сатира «Отыквле- ние» (с. 297) Сенека и Нерон (с. 297) Смерть Сенеки (с. 298) 2. Философские сочинения 299 Стоицизм (с. 299) Трактаты Сенеки (с. 300) Стиль Сенеки. Афоризмы (с. 301) 3. Драматургия 302 «Федра» (с. 302) «Медея» (с. 304) Сенека и Еврипид (с. 305) «Октавия» (с. 306) Значение Сенеки (с. 308) Глава XVI. Петроний. 308 1. Биография 309 2. «Сатирикон»: жанр, композиция 310 Петроний и греческий роман (с. 311) Структура и тематика (с. 311) 3. Сюжет и главные эпизоды 313 Начальные эпизоды (с. 313) Пир Тримальхиона (с. 314) Тримальхион — типичный «новый римлянин» (с. 314) Финальная часть романа (с. 316) Легенда об Эфесской вдове (с. 317) Стиль и язык Петрония (с. 318) 4. Значение Петрония . 318 Петроний и европейский роман (с. 318) Образ Петрония в литературе (с. 319) Пушкин и Петроний (с. 321) Глава XVII. Федр 321 1. Биография. Общий характер творчества. 322 Судьба баснописца (с. 322) Жизнь Рима в зеркале басен (с. 322) Эстети- ка Федра (с. 323) 2. Тематика и своеобразие басен 324 Социально-политические мотивы (с. 324) Общечеловеческие пороки (с. 326) Художественные особенности басен (с. 327) Федр в веках (с. 328) Глава XVIII. Марциал. 329 1. Биография 329 2. Эпиграммы: тематика и художественное своеобразие. 331 Эпиграмма как жанр (с. 331) Наследие поэта (с. 331) Рим в эпиграммах (с. 332) Любовно-эротическая тема (с. 333) Против бездарных поэтов и плагиаторов (с. 335) Мастерство Марциала и его значение (с. 336) Глава XIX. Ювенал. 337 1. биография. Общий характер творчества. 337 Судьба сатирика (с. 337) Ювенал и римская сатира (с. 338) «Муза, иду- щая по земле» (с. 339) 2. Первый период: обличительные сатиры 340 Против социальной несправедливости (с. 340) Против морального разло- жения (с. 342) 3. Второй период: сатиры философе ко- морализаторские 343 Философия «золотой середины» (с. 343) Добрые старые нравы как идеал сатирика (с. 344) 4. Стиль Ювенала. 345 5. Ювенал в веках 346 ПОЗДНЯЯ РИМСКАЯ ЛИТЕРАТУРА 347 Глава XX. Апулей 347 1. Эпоха. Биография 347 Рим во II в. н.э (с. 347) Вехи биографии (с. 348) Мировоззрение и насле- дие писателя (с. 349) «Апология» (с. 349) 2. Роман «Золотой осел» 350 Источники романа (с. 350) Особенности сюжета. Завязка (с. 351) При- ключенческий элемент (с. 352) Развязка и ее философско-религиозный смысл (с. 353) Познавательное значение (с. 353) 3. Особенности композиции и стиля. 354 Сказка об Амуре и Психее (с. 354) Другие вставные новеллы (с. 357) Язык и стиль Апулея (с. 357) 4. Апулей в веках 358 Межпредметные связи. 359 Литература. 360 Заключение 367 Литература. 370 Синхронистическая таблица. 371 Эпоха Римской республики (509-30 гг. до н.э.) 371 Эпоха Римской империи (30 г. до н.э. — 476 г. н.э.) 373 Помоги нашему сайту на расходы за сервер и качай торренты НЕОГРАНИЧЕННО!Пожертвовать 100 ₽ ![]() Или 2204 1201 2214 8816, с комментарием "Помощь трекеру" Связь с администрацией |
Страница 1 из 1 |
![]() |
|