Олитературенное время. (Гипо) теория литературных жанров
Год: 2008
Автор: Смирнов И. П.
Издательство: СПб: Издательство Русской Христианской гуманитарной академии
ISBN: 978-5-88812-256-3
Язык: Русский
Формат: PDF/DjVu
Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста + букмарк-оглавление
Количество страниц: 264
Релиз группы Собственный скан
Описание: Новая книга профессора И.П.Смирнова менее всего представляет собой формальную попытку классифицировать словесное искусство. Литературные жанры понимаются в ней под философским углом зрения как отражающие собой разнообразие исторического опыта человека. Жанры формируются в силу того, что создают свои неповторимые образы времени - личного и социального, поступательного и извечного, непрерывного и завершаемого и т.д. В книге рассматриваются жанры как устного, так и письменного творчества. Значительное внимание уделяется житиям, фантастической и гротескной литературе, новелле, роману, а также текстам, авторы которых стремятся поставить себя вне жанровых традиций. Исследование жанровой природы словесного искусства имеет целью преодолеть тот кризис теории, который наметился сейчас в пауке о литературе и в смежных гуманитарных дисциплинах.
Предисловие 4
I. Общие соображения о теории жанров 7
1. Как изучать жанры? 7
2. Власть жанров 42
II. Система фольклорных жанров (Метафизика фольклора) 57
1. Жанры — продукты исторического производства 57
2. Сказки/былины 66
3. Лирическая песня и частушка 79
4. Жанры как язык. Вместо заключения 86
III. 88
а) Литература и сакральное: историческое значение агиографии 88
1. Двусоставная целостность 88
2. ««Вечный историзм» 101
b) Два типа древнерусского стихосложения (структура vs. текстура) 116
IV. Что фантастично в фантастической литературе? 125
1. Гетерогенезис 125
2. Коды фантастики 133
V. О гротеске и родственных ему категориях 141
1. Родство различного 141
2. Несобственно субъект 148
VI. Смысл краткости 159
1. Редукционизм как метод 159
2. Семантика редукционизма 167
VII.
а) Роман и литература 174
1. Может ли новое быть целостным? 174
2. Современность, уходящая в прошлое 182
b) Госроман 192
1. Литература contra философия 192
2. Жанр и интертекст 202
c) Роман: сома и сема 223
1. Чем шокирует литература? 223
2. Негативный синтез: постмодернистский роман 229
VIII. Литература по ту сторону жанров? 240
1. Тексты жизни 240
2. Midlife crisis 256