Главная| Трекер ▼| Поиск| Правила| FAQ| |
Автор | Сообщение |
---|---|
Искра
Модератор ![]() Сообщения: 30721 ![]() |
Введение в языкознание
![]() Год: 2008 Автор: Немченко В. Н. Жанр: учебное пособие Издательство: Дрофа Серия: Высшее образование ISBN: 978-5-358-01193-9 Язык: Русский Формат: PDF Качество: Распознанный текст без ошибок (OCR) Количество страниц: 703 Описание: Курс "Введение в языкознание" является основополагающим в процессе обучения студентов - филологов. Учебник познакомит студентов с основными понятиями современного языкознания, с лингвистической терминологией. Основное внимание уделено описанию системы языков, его уровней. При изложении материала использована научная и справочная литература, отражающая опыт разработки теоретических проблем языкознания учеными разных поколений (включены выдержки из книг и статей). По спорным вопросам приводятся мнения разных ученых. В конце книги помещен детализированный предметный указатель. Для студентов-филологов, аспирантов, преподавателей русского и иностранных языков. Предисловие. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 Введение. ЯЗЫКОЗНАНИЕ КАК НАУКА (§ 1—3) . . . . . . . . . . . . . . . 5 Глава 1. ЯЗЫК КАК ОБЪЕКТ ЯЗЫКОЗНАНИЯ (§ 4—22). . . . . . . . . . 15 Понятие языка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15 О природе языка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16 Связь языка и мышления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20 Функции языка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34 Знаковая сущность языка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43 Понятие знака . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43 Понятие языкового знака . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52 Единицы языка и их отношение к знакам. . . . . . . . . . . . . 59 Типы взаимоотношений между единицами языка . . . . . . 67 Синхрония и диахрония в языке. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72 Глава 2. СИСТЕМА ЯЗЫКА (§ 23—238) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76 Понятие языковой системы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76 Фонетика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 86 Понятие фонетики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 86 Понятие звука речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 96 Транскрипция как средство отображения звуков речи . . 99 Акустическая характеристика звуков речи . . . . . . . . . . . 103 Артикуляционный аспект звуков речи . . . . . . . . . . . . . . . 106 Звуки речи с функциональной точки зрения. . . . . . . . . . . 110 Фонема и ее отличительные признаки . . . . . . . . . . . . . 110 Функции фонем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 115 Позиции фонем. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 116 Варьирование фонем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 118 О границах фонем. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 124 Классификация звуков речи (фонем) . . . . . . . . . . . . . . . . . 127 Гласные и согласные как основные типы звуков речи 127 Классификация гласных звуков . . . . . . . . . . . . . . . . . . 129 Классификация согласных звуков . . . . . . . . . . . . . . . . 133 Вопрос о полифтонгах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 140 Понятие о слоге . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 143 Ударение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 152 Интонация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 162 Изменение звуков в потоке речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 167 Чередование звуков. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 179 Морфемика. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 188 Понятие морфемики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 188 Понятие морфемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 193 Определение понятия морфемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . 193 Морф как разновидность морфемы. . . . . . . . . . . . . . . . 197 Морфема и смежные явления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 200 Классификация морфем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 212 Корневые и служебные морфемы . . . . . . . . . . . . . . . . . 212 Классификация служебных морфем. . . . . . . . . . . . . . . 216 Основа слова. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 229 Принципы морфемного анализа. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 233 Морфонология . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 235 Лексикология. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 239 Понятие лексики и лексикологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 239 Понятие слова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 245 О границах слова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 255 Семантическая характеристика слова . . . . . . . . . . . . . . . . 267 Понятие лексического значения слова . . . . . . . . . . . . . 267 Классификация лексических значений слов . . . . . . . . 271 Семантическая структура слова . . . . . . . . . . . . . . . . . . 281 Системность словарного состава языка . . . . . . . . . . . . . . . 289 Лексика как система . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 289 Синонимы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 294 Антонимы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 304 Омонимы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 309 Паронимы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 319 Гипонимы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 321 Фразеология . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 323 Понятия фразеологии и фразеологизма . . . . . . . . . . . . 323 Классификация фразеологизмов . . . . . . . . . . . . . . . . . 325 Терминология . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 332 Понятие терминологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 332 Понятие термина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 334 О системности терминов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 339 Лексикография . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 341 Понятие лексикографии и словаря . . . . . . . . . . . . . . . . 341 Основные типы словарей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 343 Лингвистические словари . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 343 Нелингвистические словари . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 353 Словообразование. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 355 Понятие словообразования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 355 Единицы словообразования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 359 Производное слово . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 359 Сегментные единицы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 363 Комплексные единицы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 365 Словообразовательная структура производного слова . . . 368 Понятие словообразовательной структуры слова . . . . 368 Способы словообразования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 370 Производные слова и их эквиваленты в разных языках 378 Грамматика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 384 Понятие грамматики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 384 Единицы грамматики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 390 Морфология. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 395 Понятие морфологии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 395 Основные единицы морфологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 397 Морфологические способы и средства . . . . . . . . . . . . . . . . 403 Части речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 415 Общая характеристика частей речи . . . . . . . . . . . . . . . 415 Имя существительное . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 424 Имя прилагательное . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 439 Глагол . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 446 Синтаксис . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 462 Понятие синтаксиса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 462 Основные единицы синтаксиса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 464 Синтаксическая форма и категория . . . . . . . . . . . . . . . 464 Словосочетание. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 467 Понятие словосочетания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 467 Классификация словосочетаний . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 472 Предложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 474 Понятие предложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 474 Члены предложения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 477 Классификация предложений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 478 Порядок слов в предложении. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 481 Семантика предложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 483 Глава 3. ФОРМЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ И РАЗНОВИДНОСТИ ЯЗЫКА (§ 239—251) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 488 Язык и речь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 488 Основные разновидности языка, связанные с внутренним членением языкового коллектива . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 496 Функционально-стилистические разновидности языка (речи) 507 Основные формы речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 511 Глава 4. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЯЗЫКА (§ 252—264) . . . . . . . . . . . . . . 514 Проблема происхождения языка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 514 Теории происхождения языка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 520 Звукоподражательная теория . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 522 Теория междометий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 525 Теория жестов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 527 Трудовая теория . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 530 Теория трудовых выкриков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 533 Теория божественного происхождения языка . . . . . . . . . 534 Теория общественного договора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 537 Глава 5. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВ (§ 265—303) . . . 541 Формирование и развитие языков в связи с развитием общества 541 История развития языков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 543 Родо-племенные языки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 543 Языки народностей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 545 Национальные языки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 547 Исторические изменения языковых явлений . . . . . . . . . . . . . . . 549 Законы развития языка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 549 Изменения в фонетике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 554 Изменения в лексике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 566 Изменения в морфемике и словообразовании . . . . . . . . . . 578 Изменения в грамматике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 588 Глава 6. КЛАССИФИКАЦИЯ ЯЗЫКОВ (§ 304—311) . . . . . . . . . . . . . 603 Генеалогическая классификация языков . . . . . . . . . . . . . . . . . . 603 Типологическая классификация языков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 611 Ареальная классификация языков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 616 Глава 7. ТЕОРИЯ ПИСЬМА (§ 312—323) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 619 Понятие письма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 619 Возникновение и развитие письма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 622 Классификация письменных систем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 639 Использованная литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 651 Условные сокращения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 666 Предметный указатель . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 668 Помоги нашему сайту на расходы за сервер и качай торренты НЕОГРАНИЧЕННО!Пожертвовать 100 ₽ ![]() Или 2204 1201 2214 8816, с комментарием "Помощь трекеру" Связь с администрацией |
Страница 1 из 1 |
![]() |
|