Адаптированный вариант методики Векслера (WISC)
Год выпуска: 1973
Автор: Панасюк А.Ю.
Жанр: методическое пособие
Специальность/раздел медицины: Детская психология/психиатрия
Издательство: Москва
ISBN: не присваивался
Формат: PDF
Количество страниц: 80
Качество: Отсканированные страницы
Язык мед-книги : Русский
Описание:
Тест Векслера (или Шкала Векслера) является одним из самых известных тестов для измерения уровня интеллектуального развития и разработана Дэвидом Векслером в 1939 году. Тест основан на иерархической модели интеллекта Д.Векслера и диагностирует общий интеллект и его составляющие - вербальный и невербальный интеллекты.
Основной вариант детской методики Векслера - WISC (Wechsler Intelligence Scale fог Children) создан в CША в 1949 г. и предназначен для исследования детей от 5 до 16 лет. В ряде стран эта методика модифицирована - в Великобритании, Польской Народной Республике, Федеративной Республике Германии, Франции и др. Необходимость модификации методики в каждой стране диктуется
различиями в исторических, социальных и культурных особенностях этих стран. Настоящий вариант методики создан применительно к условиям
нашей страны. Технический перевод WISC осушествлен в Ленинградском научно-исследовательском психоневрологическом институте им. Бехтерева с оригинала: D.Wechsler - Wechsler Intelligence Scale fог Children, NY, 1949.
Адаптация текста производилась нами на протяжении четырех лет работы с методикой. Всего за этот период исследовано 320 испытуемых. Замена заданий или контрольных ответов допускалась в 2-х случаях: 1) если их содержание не соответствовало историческим, культурным или социальным особенностям нашей страны; 2) если в результате перевода невозможно было подобрать соответствующего по трудности и по значенню слова. Мы стремились к тому, чтобы каждое новое задание по своему содержанию близко соответствовало той области знаний, к которой относилось эадание в оригинале, и чтобы степень трудности была равноценной. Перемещение заданий с одного места на другое внутри субтеста не допускалось.
Основные изменения были внесены в субтесты «Понятливость», «Общая осведомленность», «Словарь», в меньшей степени в субтест «Аналогии, сходство».
Контрольные ответы для большинства заданий 1, 2, 4 и 5-го субтестов созданы заново. Значительное их число составлено из ответов испытуемых, которые, как правило, приводятся в оригинальной форме. Правильность ответов и уровень их качества оценивались по общим и специальным словарям и энциклопедиям. Естественно, в некоторых ответах определение уровня их качества может быть спорным. Это связано либо с отсутствием достаточной информации, либо, в ряде случаев, с противоречивыми толкованиями понятий у разных авторов.
В ряд субтестов внесены, на наш взгляд, существенные дополнения в инструкции для экспериментатора и для испытуемого, от которых может эависетгь эначимость оценки. Необходимость в них обнаружена в процессе тестирования.
Адаптированный вариант методики Векслера апробирован нами на группе здоровых детей и детей-олигофренов. Оценка надежности ABM-WISC определялась по результатам сравнения данных, полученных нами на группе здоровых детей, с данными, предлагаемыми Векслером в качестве эталона. Результаты анализа показали достоверную надежность большинства субтестов и общих оценок: ОИП, BИП и НИП. Это в свою очередь позволило использовать та6лицы Векслера без существенных изменений. Валидность ABM-WISC, т.е. способность методики дифференцировать интеллектуально сохранных и умственно отсталых детей, определялась сравнением двух указанных групп детей по трем статистическим критериям: сравнение средних; сравнение распределений; корреляция между клинической и тестовой оценками.
Результаты сравнения показали, что данный вариант методики позволяет дифференцировать здоровых детей и детей - олигофренов. Данные по апробации ABM-WISC приводятся в приложении Б - см. таблицу. При исследовании глубоко отсталых детей вычисление их показателей по шкалам Векслера оказывается невозможным, если сумма шкальных оценок (вербальных, невербальных или для всех субтестов) оказывается меньше величин - соответственно - 6, 10, 26. Учитывая это, мы продлили минимальные значения ВИП, НИП и ОИП до величин, эквивалентных сумме шкальных оценок, равной 1. Основанием послужил выделенный нами алгоритм, использованный векслером при построении этих шкал.
Для клинической интерпретации результатов исследования нами приводится номограмма интервалов обших субтестовых оценок, полученных в группе здоровых детей и детей-олигофренов. В левой части номограммы представлены зоны показателей для олигофрении (степень
дебильности), в правой части - для нормы. Области, расположенные между ними (в том числе и зоны перекрестков) являются пограничными (см. приложение Б).
Для постоянной работы с методикой в приложении В дается «Рабочая тетрадь экспериментатора» и примерный образец протокольного листа.
Настоящая методика предназначена для психологов, прошедших специальное обучение, не может быть использована при самостоятельном обучении.