«То зыбкий хаос был, лишенный форм и линий,
Как первый очерк, как пятно,
Где взор художника провидит стан богини,
Готовый лечь на полотно.» (Шарль Бодлер «Падаль»)
Перед нами та сторона медали, на которую стараются не обращать внимания и не афишировать. Всем удобно не замечать слои общества, в которых все силы каждый день направлены на выживание.
Быт и уклад жизни на селе ничем не отличается от современного. Во многих заброшенных деревушках в глубинке люди продолжают так жить. Перед нами убогая каменная лачуга, на дворе осень, непрерывно дует ветер, переходящий в ураган, чувствуется приближение зимы. На обед только две картофелины, сваренные в «мундире», которые мгновенно съедаются, от голода не обращая внимания на жар, обжигающий пальцы.
Дочь заботится о престарелом отце, помогая ему и занимаясь домашними делами по хозяйству, которых практически и нет. Разве что воды из колодца принести.
Черно-белое изображение, гнетущая монотонная струнная музыка, смешанная с завыванием ветра, при отсутствии диалогов на протяжении практически всего фильма, за исключением единичных случаев, дополняют упадническое настроение, указывая на безысходность и отсутствие надежды на какое-либо улучшение в будущем.
В дополнение к нагнетающегося депрессивного состоянии показательно звучит последняя фраза монолога неизвестно откуда взявшегося соседа: «Теперь я знаю – все перемены уже произошли»! Концептуальная идея Ницше об отрицании существования Бога прослеживается на протяжении всего фильма. И, как черти из табакерки, появляются цыгане – «проходимцы хреновы», с проклятиями. При таком декадансе остается только верить в Бога и читать Библию. Но, как сказал Ницше в «Так говорил Заратустра»: «Бог умер». В подтверждение этому вода, как источник жизни, ушла из Колодца. Лошадь отказывается принимать корм. Даже уборка авгиевых конюшен, как символ огромного труда, чтобы вычистить нечистоты, не спасает людей, верящих в Бога, который от них ушел. И люди оставили свое пристанище, собрав свой скудный скарб в тележку. И уже не лошадь, а девушка тащит ее на себе, а лошадь идет следом, привязанная на поводу.
На пятый день пропал свет, но есть еще огонь, чтобы зажечь лампу. Но вот уже угли тоже погасли, и мы слышим только дыхание, когда на дом опускается полная тишина.
Насколько символично рассказывается в Ветхом завете о том, что Бог за 7 дней сотворил мир, настолько депрессивно режиссер за 6 дней его уничтожил.
Как понять данный фильм? А как понять картину Малевича «Черный квадрат»? Все построено на символах, как и название фильма, которое служит лишь для связи с Ф. Ницше и истории о Туринской лошади, после которой на 10 лет наступило тихое помешательство: «Мама, я глупец!»
Участник группы "Рецензенты" _
mazdie345